Давид Галстян, Sputnik.
После отвода армянских сил в Сюнике в декабре 2020 года, азербайджанские силовики (военные, пограничники, полиция) взяли контроль над 21-километрым участком дороги Горис-Капан – основная магистраль, связывающая Иран и Армению.
На первом этапе проблем с проездом армянских и иранских машин не было (да и азербайджанские служащие появились не сразу). Однако вскоре проблемы возникли.
Прежде чем перейти к проблематике, кратко представим предысторию сложившейся ситуации.
Как все было?
Еще до войны в июле 2020 года премьер Никол Пашинян выложил видео со строительства участка дороги Татев-Агвани-Капан, которая должна была стать альтернативой Горис-Капану. Завершение работ изначально планировалось в 2022 году.
Однако война внесла свои коррективы. Ремонтные работы возобновились в 2021 году, их планировали закончить осенью 2021 года, но проблемы на дороге Горис-Капан начались раньше.
В конце августа азербайджанские силовики перекрыли Горис-Капан.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян сразу заявил, что действия азербайджанских ВС противоречат каким-то трехсторонним договоренностям (возможно, устным), достигнутым в прошлом году между Арменией, Россией и Азербайджаном. О каких договоренностях шла речь, до сих пор неясно, подтверждающие это документы не были обнародованы.
А между тем сотни фур "застряли" в Армении и Иране, были отменены рейсы пассажирских автобусов, курсирующих по маршруту Тегеран-Ереван Тегеран.
Через пару дней дорога была открыта, однако не осталось сомнений - движение по этому пути будет все более проблематичным.
Уже 12 сентября стало известно, что азербайджанские полицейские на дороге Горис-Капан Сюникской области Армении останавливают иранские грузовики для проверки документов и грузов, требуя оплатить проезд. Азербайджанские таможенники брали с иранских водителей от 130 до 300 долларов в зависимости от груза. Двое дальнобойщиков даже были задержаны (отпустили в октябре).
В ответ армянские профильные ведомства предложили фурам ездить в объезд, только вот дорога Капан-Татев-Шинуайр к тому времени была еще не готова (ремонт продолжался). И фуры не могли проезжать из-за узости дороги. В этом мы убедились своими глазами.
Правительство Армении заявило, что обходная дорога на юге Армении будет готова до конца ноября. А между тем инциденты на дороге Горис-Капан продолжились.
В начале ноября ситуация ухудшилась. Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян заявил 10 ноября, что ночью Азербайджан установит на дороге таможенные пункты. При этом добавил, что готова альтернативная дорога Капан-Татев, через которую можно поехать как в Горис, так и Ереван. И заверил, что у Армении есть безопасная альтернатива как для проезда автомобилей, так и перевозки грузов.
В то же время по дороге Горис-Капан армянские машины продолжали ездить, но уже в колоннах, сопровождаемых российскими пограничниками. В скором проезд для армянских машин был полностью закрыт.
Между новой и старой трассой
Постепенно основной поток иранских грузовиков переместился на альтернативную дорогу Капан-Татев-Шинуайр. Большинство водителей не хотят платить дополнительные 130-280 долларов (в зависимости от груза) за каждый проезд через азербайджанский КПП.
И все же часть водителей предпочитает Горис-Капан с учетом узости альтернативной дороги, особенно в районе села Неркин Хотанан и серпантина близ Татева.
Ситуация с иранскими фурами в Сюнике
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
Sputnik Армения запросил у таможенной службы данные о числе проезжающих иранских грузовиков через КПП "Мегри". Согласно полученным данным, в последние месяцы число въезжающих из Ирана грузовиков составляет порядка 165-170 машин в день.
Мы обратились также в СНБ Армении (дорогу Горис-Капан контролируют пограничники). Сначала с нами связались, чтобы узнать, в каком виде предоставить запрашиваемые данные, а потом прислали ответ: "СНБ не собирает статистику по запрошенным вами данным".
В Комитете госдоходов у нас запросили дополнительное время. Из полиции также еще не получен ответ.
За неимением точных данных мы пообщались с жителями населенных пунктов, которые расположены на пути следования грузовиков на трассе Капан-Горис (Воротан, Шурнух, Горис). Так вот, по наблюдениям местных жителей, по этой дороге проезжает порядка 5-8 машин в день․ Некоторые едут по этому пути, так как плохо знакомы с местными дорогами и предпочитают проверенный путь, другие хотят избежать проблем на серпантине (на участке Татев - Чертов мост). Особенно это касается больших и длинных грузовиков, которым сложно развернуться на поворотах.
Таким образом, если сравнить имеющиеся данные, всего по дороге Горис-Капан сейчас проезжает до 5% грузового транспорта из Ирана.
Судьба дороги Горис-Капан
Участок Воротан-Шурнух, являющийся частью дороги Горис- Капан, между тем постепенно приходит в упадок.
Дорога Воротан - Шурнух
© Sputnik / David Galstyan
В Дорожном департаменте на запрос Sputnik Армения сообщили, что летнее и зимнее обслуживание дороги осуществляет подрядчик.
"Фонд "Дорожный департамент" осуществляет контроль над работами по зимнему и летнему обслуживанию", - сообщили в департаменте.
Дорога Горис-Капан все еще считается "межгосударственной", этот же статус получит участок Капан-Татев.
Со своей стороны отметим, что армянским властям выгодно, чтобы иранские грузовики отказались от маршрута через Горис. Это уменьшит "головную боль" - решит вопрос инцидентов с азербайджанской таможней.
Чтобы сделать альтернативный маршрут более удобным для фур, Ереван строит дорогу Татев-Лцен. Это позволит объехать труднопроходимые перевалы на участке Татев-Алидзор, о которых мы писали выше.
Министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян сообщил Sputnik Армения, что асфальтирование дороги Татев-Лцен завершится к осени 2022 года.
Кроме того, в рамках трассы "Север-Юг" планируется строительство еще одного объездного пути – Сисиан-Каджаран, что резко сократит путь до Ирана. Но с учетом нынешних темпов строительства, говорить о скорой реализации проекта не приходится.
Таким образом, в скором времени межгосударственная трасса Горис-Капан фактически превратится в межобщинную и, можно предположить, что с учетом существующих проблем придет в запустение.
Причем в упадок придет не только дорога, но и частично изолированные населенные пункты Шурнух (разделенный на две части), Воротан и Барцраван, расположенные в этой части и столкнувшиеся с острейшими проблемами безопасности.