Долгое время считалось, что Шумерская цивилизация была не только первой, но и охватывала все области человеческой деятельности с науками и ремеслами, а по уровню своего развития во многом превосходила все последующие культуры древнего мира. Притом, что современным ученым до сих пор так и не удалось установить, ни кем были шумеры, ни откуда они пришли, ни того, как возникла их цивилизация. Все утверждали, что она появилась на земле сразу и неожиданно, без следов предварительного развития, словно бы ниоткуда. Ну, а как можно объяснить то, что например математика на древних табличках вполне сравнима с нашей современной? Каким бы это ни казалось невероятным, но в ней есть даже сферическая тригонометрия. И все это возникает внезапно, вдруг, откуда ни возьмись. Но ведь так не бывает, по элементарным законам логики, должно быть постепенное развитие, а не бах и сразу высшая математика, хотя вчера еще были дикарями и бегали по лесу за добычей. Как может наука мириться с отсутствием элементарной логики?
Айа-Энки
В мифах всех древних народов утверждается, что знания,технологии и культуру людям дали боги-цивилизаторы. В 3-м веке до н. э. наследник империи, созданной Александром Македонским, селевкидский царь Антиох I Сотер (281—261 гг. до н. э.), получивший в правление Месопотамию, был человеком образованным и хотел знать историю страны, в которой он стал правителем. По его поручению историк, то есть жрец по имени Берос (аккадское имя "Бел-уцур" или "Белриушу", арм. Բերոսոս) на основе древнейших источников составил обширную и подробную историю Вавилона и шумерской цивилизации – "Вавилонику". До нас не дошел полный текст истории Бероса, она сохранилась лишь в отдельных отрывках и цитатах у античных авторов, но от этих компиляций, в свою очередь, тоже мало что осталось и дошло до нас. Среди доставшихся нам одним из важнейших является армянский перевод – самый древний и практически полный вариант "Хроники" Евсевия Кесарийского IV века, сделанный в V веке основателем армянской историографии Мовсесом Хоренаци.
В шумерской мифологии богом мудрости и создателем людей был Айа-Энки. Семь мудрецов-помощников Энки назывались Абгаллу. По легенде, эти мудрецы были созданы Энки, и пришли к людям из мирового океана Абзу, что отражено в их названии (Ab — вода, Gal — большой, Lu — человек). Упоминания об абгаллу есть в "Урукском списке царей и мудрецов" (165 г. до н.э.), "Вавилонике" Бероса, "поэме об Эрре" и в табличках с заклинаниями.
Местом пребывания Айа-Энки называется Армения. Например, когда шумерский прототип Ноя – Утнапиштим начинает строить ковчег, (который наводнение потом выносит на Армянское нагорье), то, чтобы оправдаться перед богом Энлилем (главным инициатором потопа), он говорит, что собирается плыть к Энки. Но в исторической Армении храмы Айа-Энки не были найдены. И, вероятно, не только потому, что их разрушили, когда принимали христианство. Скорее, бог мудрости, создавший людей, у наших предков имел другое имя. Вполне возможно, что его представлял родоначальник армян Айк-Наапет, свет души которого, по традиционным представлениям, вознёсся на небо в виде созвездия Ориона, которое в Армении также называется Айк. Тем более, что по мнению исследователей, имя самого Айка связано с Айа-Энки. То есть герою было дано имя бога.
По шумерской мифологии самым первым городом на Земле был Эриду (в современном южном Ираке), где был храм Абзу бога Энки. Когда археологи дошли до фундамента этого первого храма Энки, под зданием святилища оказался слой девственной почвы, на котором ничего прежде не строилось, датированный приблизительно 3.800 годом до нашей эры. Поэтому решили, что именно в это время и возникла шумерская цивилизация.
Спасительное нагорье
В "Вавилонике" Бероса изложены предания о событиях, древность которых, по шумерским датировкам, уходит в прошлое на много сотен тысяч лет. Поэтому его труд современные историки делят на две части: мифическую и историческую. Причем, у Бероса, как и у Платона, потопов отмечено несколько, что фактически подтверждается наукой. Но самое интересное, что начинают подтверждаться и его обширные датировки.
Не так давно было сделано удивительное открытие: на дне Персидского залива, еще до того, как туда восемь тысяч лет назад хлынули воды Индийского океана, в течение, как минимум, ста тысяч лет процветала цивилизация. Такое заявление сделал Джеффри Роуз (Jeffrey Rose), британский археолог из Бирмингемского университета. Во время раскопок на побережье Персидского залива были найдены более 60 древних поселений с каменными домами возрастом около 7500 лет. Все они появились словно бы ниоткуда, никаких более древних следов поэтапно развивающейся цивилизации в тех местах не найдено.
Роуз утверждает, что все эти следы скрыты на дне Персидского залива. И все эти поселения по его берегам были построены беженцами, которым удалось спастись от потопа, а сам этот оазис по площади был сравним с Великобританией. Оазис просуществовал 75 тыс. лет, пока его, как Атлантиду Платона, не затопили воды Индийского океана.
Но, по словам Джеффри Роуза, древние люди добрались до этих мест намного раньше. В доказательство он предъявляет каменные изделия, найденные при раскопках в Йемене и Омане, что говорит о том, что люди обосновались в этих местах сто тысяч лет назад, а, может, даже еще раньше. Все это меняет наши представления не только о начале миграции человека из Африки 50-70 тыс. лет назад, но и вообще о всей истории человечества и его возрасте.
Получается, что Берос был прав, датировки в десятки и сотни тысяч лет вполне обоснованы, а потопов было много. По современным данным, их было как минимум три, и это лишь начиная с эпохи Неолита, хотя и раньше катаклизмы тоже были. Датировки следующие: 12 тысяч лет назад всеобщий подъем уровня моря на 100 метров и затопление больших участков суши, 7,5 тысяч лет назад подъем уровня Чёрного моря на 140 метров вследствие прорыва в замкнутый до того бассейн вод из Средиземного моря, и наконец, 5 тысяч лет назад "Библейский потоп", катастрофическое цунами, возникшее в результате падения кометы в Индийском океане, которое вынесло корабли и лодки шумеров по руслам рек из Междуречья наверх на Армянское нагорье, где они и спаслись.
Собственно историческая часть труда Бероса считается у историков абсолютно надежной и полностью подтвержденной другими древними источниками. Лишь начало - о древнейших событиях, из-за гигантских датировок считалось мифологией, но получается, что и это начинает подтверждаться.
Насколько далеко зайдет этот процесс, и когда будут пересмотрены все датировки возникновения человека и цивилизации, покажет будущее. Но уже сейчас ясно, что Армянское нагорье стало местом спасения для всех выживших в регионе, как минимум 3 раза, и это лишь в эпоху Неолита. И если бы сохранилось и дошло до нас армянское предание о потопах, то там, несомненно, все это было бы отмечено. А может и более ранние события, менявшие судьбу региона и всего человечества.
Однако, из дошедшей до нас информации уже можно сделать определенные выводы и получить ответы на главные вопросы. Почему бог мудрости Айа-Энки, создавший людей, пребывал на Армянское нагорье? Да просто потому, что каждый раз, когда очередная цивилизация смывалась потопами и цунами, знания, то есть "мудрость", восстанавливались – они вновь приходили с территории Священного нагорья на севере, где оставались в безопасности во время всех этих катаклизмов. И приходили не только знания, но и люди.
Когда население погибало, Междуречье снова населялось, возможно, из разных мест, но определенно и, в первую очередь, с севера. Известно, что в армянском языке сохранился вполне приличный пласт в 2 тысяч слов из шумерского, но вполне возможно, что это вовсе не заимствования одного от другого, а просто результат переселения части народа, сохранившего многие свои слова.
Шумеролог Армен Давтян сейчас работает над составлением армяно-шумерского словаря. Когда он будет готов, может выясниться еще много нового и интересного. А на вопрос: как давно и сколько раз Армянское нагорье становилось местом спасения, ответ уже ясен – с самого раннего Неолита 12 тысяч лет назад и, как минимум, 3 раза, не считая менее грандиозных катаклизмов.