ЕРЕВАН, 30 янв — Sputnik. Иран не планирует менять маршрут мультимодального транспортного коридора "Персидский залив – Черное море" и запускать его через Нахичеван, в случае задействования железной дороги "Ерасх-Горадиз". По этой причине Тегеран придает особое значение завершению проекта строительства Арменией автомагистрали "Север-Юг".
Такое мнение заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян высказал в интервью Sputnik Армения.
Ранее посол Ирана в РА Аббас Бадахшан Зохури отметил важность альтернативных транзитных путей, проходящих через Армению. Иранский дипломат подчеркнул, что большую роль в развитии транспортного сообщения может сыграть инициированная Тегераном программа международного транспортного коридора "Персидский залив – Черное море", включающая в себя и автомагистраль "Север-Юг".
Восканян считает, что Тегеран тем самым направил месседж как Еревану, так и Баку.
"Иран считает "Север-Юг" одним из ключевых для реализации коридора "Персидский залив – Черное море". Поэтому восстановление железнодорожного сообщения между Ереваном и Баку через Мегри не должно повлиять на осуществление автомобильного проекта", – сказал эксперт.
По его словам, Тегеран дал понять, что мультимодальный коридор (Индия-Иран-Армения-Грузия-Болгария) должен пройти через Сюник, а не через Нахичеван, даже в случае запуска ж/д на этом участке.
На важность Сюникской области для Ирана указывает и намерение открыть консульство в Капане. Восканян считает, что в Армении также должны принять во внимание настрой Ирана и не предпринимать шагов, которые бы "перевели" иранский коридор из Сюника в Нахичеван.
Справедливости ради отметим, что теоретически мультимодальный транспортный коридор "Персидский залив – Черное море" (Индия-Иран-Армения-Грузия-Болгария) может присоединиться к железнодорожному проекту через Мегри и Нахичеван (через ж/д Армения-Иран на участке в Джульфе). Кроме того, это сократит длину коридора.
Восканян уверен, что Ирану не по душе такой план. Тегеран – сторонник прямой связи с Арменией через Сюник. Следовательно, если коридор в Европу (через Черное море – ред.) и Россию (в настоящее время только через порты ЧМ или МАПП "Верхний Ларс" – ред.) будет пролегать через Армению, то только через ее южную часть – Сюник. В то же время, Иран не будет выступать против запуска ж/д с Арменией через Нахичеван, но без каких-либо коридоров.
Эксперт также подчеркнул, что восстановление железной дороги в Мегри больше нужно Азербайджану для получения прямой связи с Нахичеваном и дальше с Турцией через Армению. Это понимают не только в Ереване, но и в Тегеране.
Иран же пытается не допустить расширения влияния Турции на указанном направлении в случае, если железная дорога все же будет запущена.
Ранее министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян в интервью Sputnik Армения сообщил, что выполнено всего несколько процентов от всего запланированного объема работ по строительству трассы "Север-Юг".
Напомним, Иран выступает инициатором проекта транспортного коридора "Персидский залив – Черное море". Впервые Тегеран озвучил идею создания МТК еще в 2016 году. За пять лет было проведено пять встреч рабочих групп – в Тегеране, Софии, Тбилиси, вновь в Тегеране и Ереване.