Протяженность государственных границ Советского Союза составляла без малого шестьдесят три тысячи километров, из них на Армению с Турцией приходилось триста одиннадцать. По километражу не много, но служба на этом отрезке границы считалась особо ответственной и почетной. Почему? Потому что Турция единственная страна НАТО, с которой тогда Советский Союз стоял лицом к лицу, если не считать коротенькой границы с Норвегией в Заполярье.
Кажущийся парадокс – армянские папы и мамы, имевшие возможность повлиять на военкоматы, старались определить своих сыновей на службу как раз в погранвойска. Казалось: по ту сторону границы - турки, от которых добра не жди, а ведь не боялись, были уверены, что в случае чего Армению защитят не только пограничники, но и вся Советская Армия, потому сунуться в Армению без спроса никто не рискнет.
В самом деле – сколько-нибудь значительных инцидентов на армяно-турецкой границе не было, не считая случившегося средь бела дня в семидесятых годах перехода на чужой берег Аракса, но перебежчик оказался офицером КГБ, приехал на заставу вроде бы порыбачить, и кто мог знать, что у него на уме.
…Подъезжая к Ленинакану (сегодня Гюмри), нельзя было не видеть железнодорожные составы, под завязку загруженные, как тогда говорили, "экспортом из Советского Союза". Станки, технологическое оборудование, стройматериалы, тольятинские "Жигули", комбайны, армянские "ЕрАзы", холодильники "Арагац" - всего не перечислишь.
Еще на подступах к переходу "Карс-Ленинакан" пограничники тщательно досматривали вагоны с экспортом и точно так же встречали составы из Турции, откуда в СССР везли скот, кожу, мебель, сухофрукты, которые частично оседали в Армении.
Общая протяженность железных дорог Турции – это свыше одиннадцати тысяч километров. Куда ведут рельсы? Болгария, Греция, Грузия, Иран, Ирак, Сирия, Армения. Но с Арменией так было лишь до 1993 года, когда в ответ на события в Карабахе Турция закрыла границу, и по сей день держит ее на замке. Положение обоюдно проигрышное.
Между тем, в те годы из турецких пограничных городов армяно-турецкую границу поезда пересекали по нескольку раз в неделю. Армяне покупали турецкие товары для перепродажи на родине, а турки изучали возможности для бизнеса в новой Армении. Потом турки опустили шлагбаум и все заглохло.
Генеральный секретарь Карсской торгово-промышленной палаты Аликбер Туран: "Открытие границы окажет положительное влияние на сферы туризма и сельского хозяйства, а также откроет новые рынки для расположенных в Карсе предприятий мебельной и металлургической промышленности".
Аликбер Туран знает, что говорит. Будучи от рождения тертыми предпринимателями, турки понимают: экономические достижения должны быть закреплены имиджевыми подпорками. Отсюда реки медовых слов, море благожелательных улыбок и океан почти европейской предупредительности к гостям из Армении. Приятно наблюдать, но угрозу вытеснения с отечественного рынка собственной продукции недорогими товарами из Турции никто не отменял.
…Сегодня часто говорят: в общении с нами не каждый турок держит за пазухой ятаган. Вместе с тем, вытравить из памяти то, что было по заказу не удается. Нужно признание вины, а его нет, потому провозглашение дружбы с отложенным в дальнюю даль покаянием – не обязательно хорошая новость. Как говорил один умный человек: "Геноцид живет не в голове и даже не в сердце, а в памяти поколений, в коллективном и индивидуальном подсознании, в жидкости спинного мозга".
Но вернемся к границе. При всем при том она всегда оставалась мирной. В годы Второй мировой войны Турция провозгласила нейтралитет, а на последнем этапе (февраль 1945 года) даже объявила войну Германии. В боевых действиях, правда, участия так и не приняла.
После той войны охрану советско-турецкой границы усилили, да настолько, что первый погранконтроль приходилось проходить уже чуть ли не на выезде из Еревана (село Мхчян), далее - шлагбаум у въезда в Арташат, а еще дальше в подконтрольной зоне оказывались многие села, куда без пропуска было ни войти, ни выйти. Между тем, из десятка пограничных застав была и остается одна, на которой хотели побывать чуть ли все армяне.
Из рассказа путешественника-москвича.
"В какой-то момент мы оставляем скоростную трассу и поворачиваем по указателям "Харков". В десяти километрах к западу от него как раз и расположена площадка с видами на древний Ани. Раньше там было село "Харков" (топоним от глагола "харквел" в переводе с армянского – обжигать, закалять: С.Б.). Сейчас села нет. Одни развалины. Там осталась жить одна древняя бабушка, в гости к которой вам не проехать - на пути армейский КПП. Погранзона".
Насчет древней бабушки. Последним, кто к ней приезжал, был теперь уже бывший президент Армении Армен Саркисян. А много лет тому назад возил сюда гостей-журналистов и я. Стояли на берегу реки Ахурян, слушали - о чем шумит река.
Так называлась снятая еще в 1958 году на "Арменфильме" картина о жителях пограничного села и судьбе Атанеса Гамбаряна, оказавшегося после войны в Турции. Атанес рвался домой, в село, на том, на своем родном берегу, и в конце концов прорвался. Но это в кино, а в жизни не все так гладко.
…Карс расположен на крайнем северо-востоке Турции и находится всего в пятидесяти километрах от Армении. Главное украшение города - армянская церковь, построенная более тысячи лет назад.
На другой стороне Карса - мечеть, которая изначально была церковью Александра Невского, построенной русскими в 1885 году.
Турецкие предприниматели скупали участки земли у границы, чтобы в ответ на спрос со стороны Армении строить текстильные фабрики, рестораны и отели. Но в 1993 году всему этому пришел конец, экономика Карса начала затухать, а население провинции сократилось с 662 тысяч человек в 1990 году до 285 тысяч в 2020-ом.
Что ждет армяно-турецкое приграничье дальше, покажет время.