С соседями надо дружить, но…
В память дирижера Ованеса Чекиджяна врезались запреты, которые он не должен был нарушать в детстве, когда жил в Стамбуле. 93-летний маэстро рассказывает, что отец был очень строгим человеком и в то же время большим патриотом, поэтому, будучи мальчиком, он часто сидел дома взаперти: не имел права играть с детьми-турками.
"Вы удивитесь, но наш порог не переступала нога турка. Только однажды, когда зашли записать показания счетчика", - рассказывает он.
По его словам, 60-70 лет назад права армян не нарушались на государственном уровне, но если нужно было получить, например, какой-нибудь документ, чиновники, видя перед собой армянина, говорили: "приходи завтра".
Принципиального несогласия с нынешней государственной политикой, ведущей к сближению Армении и Турции, у известного музыканта нет. С соседями надо иметь хорошие отношения, считает он, так как тяжело жить в постоянной борьбе. Тем не менее, есть у него существенная оговорка.
"Я не могу дружить с тем, кто с детства уверен, что попадет в рай, если убьет армянина. Вот как мне дружить с таким человеком? Я не говорю, что надо жить в изоляции, но с человеком, который будет искать повод убить меня, как мне с ним дружить?", - недоумевает маэстро.
О репатриации и музыкальных предпочтениях
Маэстро вспоминает, что когда в 1961 году вместе с супругой приехал в Ереван, на них смотрели, как на пришельцев, так как оттуда сюда даже птицы не залетали.
В то время в Советской Армении часто слушали по радио музыку из Баку. Все билеты на концерт Зейнаб Ханларовой продавались за час.
"Не было ни приказа, ни распоряжения, народ сам потихоньку отдалился от этого. Сегодня никто не слушает музыку из Баку", - с удовольствием констатирует маэстро.
К сожалению, отмечает он, ее заменил "рабис", в котором тоже немало чужого влияния. Это не делает чести народу, у которого есть Комитас и Нарекаци.
Залог успеха хора
Вот пара цифр, описывающих деятельность Национальной академической капеллы Армении – 873 заграничных концерта за 61 год деятельности.
Преданность и принципиальность художественного руководителя Ованнеса Чекиджяна более чем красноречивы.
"Это не то чтобы трудно, а практически невозможно - сто армян чувствуют одно и то же, слаженно поют... это возможно только благодаря особой ауре. Они забывают, есть ли у них дома еда, плачет ли у них ребенок. Они поглощены и увлечены музыкой", - с улыбкой говорит Чекиджян.
Маэстро признается, что на сцене он деспот, а вообще, по характеру более покладист. Он стремился, чтобы его уважали, во-первых, как человека, потом уже как музыканта. Говорит, что в коллективе нет атмосферы страха, отношения построены на взаимном уважении: "Я любимый, уважаемый человек, не будь этого, я бы долго не протянул".
О достижениях и провалах
Из многочисленных достижений маэстро отмечает, что на протяжении пяти лет был депутатом Верховного Совета СССР.
"Напротив – Брежнев, рядом – Демирчян. Мало кто удостоился такого доверия, полагаю, меня оценили как человека, и это большое достижение. У меня были мечты, но не все они сбылись. Это вопрос везения. Я не воспринимаю это, как провалы", - рассказывает он.
И, хотя он какое-то время был депутатом, последние 30 лет Чекиджян принципиально воздерживается от политики. Руководители менялись, но он всегда оставался беспартийным: "Что бы я ни говорил, некоторым понравится, а некоторые станут со мной враждовать. Мне этого не надо, наш коллектив выше любых партий".
Секрет долголетия
Он живет капеллой, даже не спит ночами - думает о коллективе. У него нет особого секрета долголетия, но день начинается со стакана растворимого кофе, это привычка, которая осталась со времен учебы в Париже.
Интернетом не пользуется, но следит за развитием событий, узнает о новостях по телевизору. Будучи далеким от политики, не дает себе права навязывать людям свое мнение.
"Во всем мире дипломатия – профессия. У нас нет. Мы все - "президенты", - отмечает он.
Говорит, жизнь и сцена полны сюрпризов и вспоминает некоторые из них.
"Люди падали на сцене из-за яркого освещения в голодный обморок, а как-то во время концерта на открытом воздухе летучая мышь запуталась в волосах исполнителя, на сцене кошка гонялась за мышью, но я никогда не останавливал творческий процесс", - шутит 93-летний хормейстер.
Говорит, такая у них работа – выступать на сцене, а на ней все возможно, нужно быть готовым ко всему.