ЕРЕВАН, 9 фев – Sputnik. Последние опросы в Турции показали, что абсолютное большинство респондентов чувствует угрозу со стороны Армении и не хочет видеть армян в качестве соседей. Такие результаты лишь подтвердили опасения армянских экспертных кругов.
Опрос в Турции
Стамбульский университет Kadir Has опубликовал исследование Turkey Trends – 2021, в рамках которого был проведен опрос, касающийся, в том числе, отношения жителей Турции к Армении.
На вопрос "считаете ли вы, что Армения представляет угрозу для Турции" положительно ответили 60,9% (22,3% – "нет", 16,8% - "не знаю"). Таким образом, Армения заняла лидирующую позицию в этом антирейтинге. За ней следуют Израиль и США.
На вопрос "считаете ли вы, что Турция должна предпринять попытку восстановить свои отношения с Арменией?" положительно ответили 14,4%. 66,2% выступили против, еще 19,4% "не имеют понятия".
Кроме того, на вопрос "согласились бы вы принять соседа-армянина", положительно ответили лишь 9,1%. Еще 37,1% ответили "не имеет значения", 53,8% к этому не готовы.
99% в Турции считают Армению врагом?
Турецкие власти могут изменить негативное отношение общества к Армении за неделю, но они стремятся не к добрососедским отношениям, а подчинению, считает тюрколог Тиран Локмагезян.
В беседе со Sputnik Армения он отметил, что общественное мнение в Турции складывается, в первую очередь, на основе государственной пропаганды.
"Если ты не владеешь иностранными языками, то не получишь информацию, отличающуюся от навязываемой государством. Свободной прессы в стране не было никогда, но были отдельные газеты небольших политических групп (левые, коммунисты, маоисты), которые выступали с альтернативными мнениями. Сейчас этого практически нет", — пояснил тюрколог.
Простые обыватели в Турции получают информацию об Армении из источников, контролируемых государством и самим Реджепом Эрдоганом.
В последние годы в связи с карабахским конфликтом поток информации касательно Армении увеличился, но в турецкой повестке она все равно занимает далеко не первое место, она лишь в 4-5 рядах.
При этом Локмагезян считает, что если угрозу со стороны Армении чувствует 61% жителей Турции, то врагом ее считает намного больше людей.
В турецком обществе сложился стереотип о "голодной, нищей" Армении, где все жители "погибнут от голода", если Турция не будет поставлять им товары.
"60,9% - это не процент людей, которые видят в Армении врага. Я бы сказал, что это цифра составляет 99%, просто многие не считают, что со стороны Еревана исходит угроза", - отметил Локмагезян.
Нынешняя политика турецких властей направлена на то, чтобы поставить Армению на колени, получить от нее что-то. Политика Турции неизменна, она не может обнулится за день только из-за смены правительства.
"Она может лишь немного сместить вектор, но направление остается неизменным. И на этом пути Армении быть не должно. В политике Турции вопрос стоит именно таким образом – Армении и армянского народа быть не должно, или они должны быть под контролем Анкары", — сказал Локмагезян.
Текущий процесс нормализации совсем не предполагает, что турецкие власти будут менять отношение турецкого общества к Армении.
Отсюда вопрос: как же в Армении относятся к соседям на фоне последних новостей о взятом властями курсе на "потепление" отношений
Что думают в Армении?
Глава армянского представительства Gallup Арам Навасардян в беседе со Sputnik Армения сказал, что в последний раз данные опроса на эту тему публиковались в октябре 2021 года.
Тогда на вопрос "какие страны вы считает недружественными для Армении", 83,1% опрошенных назвали Турцию, 81,7% - Азербайджан". До войны ситуация была немного другая. Азербайджан опережал Турцию в этом списке, но боевые действия в Нагорном Карабахе ситуацию изменили.
Анкара хочет не улучшения отношений, а ....
И все же процесс сближения Анкары и Еревана запущен. Это подтверждают недавние заявления на высшем уровне и предстоящая (уже вторая) встреча спецпредставителей двух стран. Она запланирована в Вене 24 февраля. Премьер-министр Никол Пашинян не исключил установления дипломатических отношений с Турцией и открытия границы, закрытой на протяжении почти 30 лет (кстати из-за Карабаха!), уже в этом году․
Оптимизм армянского премьера также породил разговоры о его возможном визите в Анталью на дипломатический форум. Анкара настаивает, что Пашинян приедет, МИД Армении — опровергает . Но даже если не поедет Пашинян - представитель Армении, скорее всего, впервые за долгие годы, посетит этот форум.
Оппозиция крайне негативно относится к "оттепели" в отношениях двух стран и рекомендует армянским властям , заявляющим об "эпохе мира", ознакомиться с результатами опроса Turkey Trends.
"Цель турецких властей — не урегулирование каких-либо вопросов, а нейтрализация Армении на внешних площадках", - говорит депутат парламента от оппозиционного блока "Айастан" Гегам Манукян.
На его взгляд, общественные мнения в Турции формируются в том числе государственной пропагандой.
Имитация процесса налаживания двухсторонних отношений, видимость переговоров – лишь инструмент в руках турецких властей, и прибегают они к этой уловке далеко не впервые.
Турция, как считает Манукян, стремится к тому, чтобы помешать процессу международного признания Геноцида армян и продолжает свою экспансионистскую политику.
"Об этой политике свидетельствует Шушинская декларация, которая была ратифицирована парламентами и Турции, и Азербайджана и относительно которой власти Армении хранят абсолютное молчание", - сказал Манукян.
И несмотря на заверения Анкары в отсутствии предусловий, очевидно, что они выдвинуты. Депутат убежден, что часть из них Армения уже выполнила.
В скором будущем Турция заявит о выдвинутых условиях намного четче, добавил Манукян.
Напомним, что первая встреча спецпредставителей Армении и Турции Рубена Рубиняна и Сердара Кылыча состоялась 14 января в Москве.
Вторая встреча запланирована 24 февраля в Вене.
Между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения, граница закрыта с 1993 года по инициативе Анкары. Сложные отношения между странами вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкарой азербайджанской позиции в карабахской проблеме и острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.