Излишняя поспешность в вопросе делимитации между Арменией и Азербайджаном, а также нормализации отношений между Ереваном и Анкарой не приведет к стабильному результату. Об этом сказал в беседе со Sputnik Армения российский политолог Сергей Маркедонов.
Карабахский вопрос остался, но на первом плане делимитация
После войны на первый план вышли вопросы делимитации и демаркации границы. Но это не значит, что карабахский вопрос куда-то исчез.
"Мы видим два разных подхода. Баку говорит о завершении конфликта, армянская власть подчеркивает вопрос статуса Карабаха. Но он ушел на второй план, на первом плане – пограничная проблема (делимитация и демаркация)", - говорит Маркедонов.
По его словам, были определенные поводы для оптимизма в двусторонних отношениях с учетом предложений Армении по делимитации, однако инциденты на линии соприкосновения продолжаются. То есть предпринимаются попытки сочетания дипломатического процесса с языком силы.
Если раньше Армения говорила с позиции победившей стороны, то сейчас с позиции силы говорит Азербайджан. Это создает определенные сложности в переговорах.
Поспешность в вопросе делимитации
Между тем, заметна определенная спешка. В частности, с армянской стороны это связано с внутриполитической ситуацией. После того, как в Армении будет избран новый президент (на пост выдвинута кандидатура министра высокотехнологичной промышленности Ваагна Хачатряна), вся полнота власти окажется в руках Пашиняна.
Воспользовавшись благоприятно сложившейся ситуацией, а именно наличием более-менее высокого рейтинга и отсутствием серьезной оппозиции, премьер-министр Армении спешит. У Ильхама Алиева, в отличие от Пашиняна, в руках полный контроль и ему не нужно заигрывать с оппозицией, но в обществе есть определенное недовольство. В частности, в Азербайджане войну не считают завершенной.
Получается, что два руководителя имеют достаточно полномочий и средств, чтобы прийти к каким-то результатам, "осторожному компромиссу". Однако, провести ту же делимитацию будет не так легко.
"Это не квартиру перепланировать – взять разрешение в ЖЭК-е, спросить соседей и все. Это сложная проблема – на какие карты опираться, чьими считать спорные территории, анклавы и т.д. Все это в советское время какой-то значимости не имело, а сейчас имеет", - сказал Маркедонов.
С Турцией быстро тоже не получится
Что касается Турции, то процесс нормализации с Арменией также вряд ли будет быстрым. Если не будет учитываться динамика общественных настроений, то поспешные изменения не дадут положительной динамики в отношениях.
Кроме того, если во времена "футбольной дипломатии" Турция обуславливала отношения с Арменией продвижением в карабахском урегулировании довольно деликатно, то сейчас ситуация совершенно другая.
"Сейчас этот вопрос ставится просто во главу угла – нет прогресса там (по Нагорному Карабаху), не будет прогресса и на нашем направлении", - отметил Маркедонов.
Россия и Франция в роли миротворцев
Миротворческие функции между Арменией и Азербайджаном до определенного момента осуществлялись только Россией, сейчас к процессу подключились президент Франции Эммануэль Макрон и председатель ЕС Шарль Мишель. При этом они начали позиционировать себя в качестве главных миротворцев.
"Вроде бы Мишель и Макрон не спорят с Путиным, говорят о том, что переговаривались с ним. И Минская группа говорит, что Россия играет главную роль. Но параллельно с этим налицо попытка попиариться, особенно, на гуманитарном треке", - сказал Маркедонов.
Во Франции сейчас предвыборный период и не только Макрон, но и другие кандидаты активны на армянском направлении, с учетом весомости голосов избирателей-армян.
Россия же, по словам политолога, пытается выстроить мир на Кавказе на долгую перспективу, но уступает в информационном сопровождении.
"Ее задача - найти равновесный, компромиссный мир, который обеспечит на годы стабильное существование региона и стабильные российские интересы, которые будут нужны и в Армении, и в Азербайджане. Сейчас ставят вопрос о том, что Россия хочет затащить Азербайджан в ОДКБ и ЕАЭС. Конечная цель - чтобы вдоль границы не стреляли, было меньше нестабильности", - отметил Маркедонов.
Отсутствия напряжения между армянами и азербайджанцами Россия хочет и на своей территории, учитывая численность двух общин.