В 1872 году сотрудник Британского музея Джордж Смит расшифровал шумерский "Эпос о Гильгамеше" и обнаружил явное сходство между этим сказанием и библейской историей о Ное. Это стало сенсацией, поскольку выяснилось, что предание о потопе опирается на письменные источники более древних народов. После этого нашлись и другие подтверждения. Так, в первой половине 20 века на территории Ирака археологические экспедиции обнаружили следы большого наводнения с датировкой не менее 5000 лет назад. Вернее, большим был район, в котором археологи обнаружили слой речного ила в несколько метров, а вот датировки наводнений в разных шумерских городах оказались разными. Например, в Уре это был 3500 до н.э., в Уруке 2900 до н.э., в Шуруппаке 2700 до н.э., в Кише 2500 до н.э., из чего сделали вывод, что потопов было много, а сама легенда как бы обобщает их все. Однако потом выяснилось, что в основе сказания было не рядовое речное наводнение, а намного более масштабный катаклизм, о чем было подробно рассказано в статье "Почему Ной приплыл к Арарату?".
И вот, в начале в 21 века исследователь из Британского музея профессор Ирвинг Финкель (Irving Finkel) смог прочесть описание судна, спасшего своего хозяина от потопа, на вавилонской глиняной табличке, возраст которой составляет 3700 лет. Имя героя – Атрахасис, что в переводе означает "весьма премудрый". Это в Аккадской, то есть вавилонской традиции один из вариантов имени реального прототипа Ноя, как и шумерский Зиусудра и ассирийский Утнапиштим.
Аккадская поэма об Атрахасисе была найдена в 1880-х годах при раскопках древнего Сиппара. Ее текст создан в XVII в. до н. э., в правление царя Вавилона Амми-цадука (1647 — 1626 годы до н. э.), и занимает три таблицы — примерно 1000 строк.
На табличке, прочитанной Финкелем, было около 60 строк клинописи, она была обнаружена на Ближнем Востоке в конце 1940-х историком-любителем Леонардом Симмонсом (Leonard Simmons) во время его службы в Королевских ВВС. Через 60 лет, в 2008 году, Финкелю табличку передал сын Симмонса Дуглас. Она имеет форму небольшого прямоугольника размером с ладонь и датируется примерно 1750 годом до н.э.
Всего известно несколько десятков клинописных табличек, на которых излагается история потопа, послужившая основой для библейской легенды. Однако, как утверждает Финкель, это первая, на которой описывается внешний вид судна. И тут начинается самое интересное.
По инструкциям и чертежам бога мудрости
В этом изложении аккадского мифа о потопе, бог мудрости Айа-Энки говорит царю Атрахасису, чтобы он разрушил свой дом и построил из него лодку, а также отнесся с пренебрежением к имуществу, дабы спасти жизнь. Атрахасис отвечает, что он не строитель, просит у Энки инструкции и точного чертежа с размерами и получает его. Лодка, по словам бога, должна иметь стены из тростника и быть круглой: ее ширина и длина должны быть одинаковыми.
"Разрушив свой труд (дом), корабль выстрой!
Презри богатства, спасай душу!
Корабль, который ты построишь,
Шириною длине да будет равен!"
Древний вавилонский текст описывает ковчег как круглая лодка - коракл диаметром 222 фута (примерно 68 м) со стенами высотой 20 футов (около 6 м). Далее в табличке рекомендуется для строительства судна использовать пальмовые волокна, скрепленные битумом для водонепроницаемости.
Профессор Финкель вполне логично отметил, что судну, которое должно спастись от потопа, вовсе не требовалось никуда плыть, а достаточно было просто держаться на поверхности воды. По его словам, подобные круглые лодки и сейчас используются в Ираке и Иране, они называются в Британии "Коракл", а в Междуречье, как и в Библии, "Куффа".
Известно, что в ветхозаветной книге Бытия размеры и пропорции ковчега описываются по-другому: 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Один локоть равен приблизительно 0,5 метра. Как соотносятся эти цифры с параметрами в поэме об Атрахасисе, являются ли они пересчетом или округлением, пока никаких версий нет. Но и имеющихся данных оказалось достаточно, чтобы проверить их пригодность на практике.
В табличке были описаны материалы и размеры для постройки ковчега: количество веревки из пальмового волокна, деревянных ребер и полные ванны горячего битума для гидроизоляции готового судна. Самым интересным оказалось то, что Энки сказал Атрахасису, что для постройки "тебе понадобится 40 тысяч четыреста тридцать суту (древневавилонская мера емкости) веревки толщиной с палец". Суту = 4 л. Соответственно, речь идет о суммарном объеме, эквивалентном 185 куб. м.
Если перевести данный объем в длину и представить это в эквиваленте на наши меры длины, то будет вполне приличное расстояние, как от Лондона до Эдинбурга - 533 км (по прямой). Ирвинг Финкель попросил специалиста по имени Марк подсчитать, сколько нужно материалов для получения судна именно с такими общими параметрами: диаметром около 68 метров и со стенами высотой около 6 метров. В наших мерах длины такой диаметр дает площадь корабля в 3600 квадратных метров, что эквивалентно двум третям площади футбольного поля.
И выяснилось, что для такой постройки понадобится 40 624 суту веревки. То есть разница между числом из инструкции, дарованной богом, и реальными данными по сегодняшним подсчетам оказалась менее одного процента. Результат был настолько ошеломляющим, что Марк и Финкель пересчитали его несколько раз, они проверяли и перепроверяли все снова и снова, пока не убедились, что это не совпадение. Ведь очевидно, что все количество битума и других материалов рассчитывалось и корректировалось в соответствии с размерами ковчега, так что фактически его вполне реально возможно построить на самом деле при использовании именно указанной длины веревки. Осталось лишь посмотреть, как все получится на практике.
Подтверждающий эксперимент
Точная копия ковчега, уменьшенная в 5 раз и основанная на инструкциях вавилонской таблички почти 4000-летней давности, была воссоздана вручную на юго-западе Индии, в штате Керала, на Малабарском берегу. Телекомпания "NOVA" в 2015 году сняла об этом документальный фильм "Secrets of Noah's Ark | Documentary". Фильм пока не переведен на русский, желающие могут посмотреть его на английском.
Реконструкция имела форму коракла и составляла примерно одну пятую часть размера, указанного на табличке. Судно было построено с использованием традиционных технологий и материалов Индии.
Ирвинг Финкель наблюдал за строительством и в конце сказал, что даже такая, уменьшенная версия ковчега достаточно велика, чтобы вместить несколько пар "хорошо дрессированных животных".
"Что удивительно, так это то, что у нас была инструкция давностью в 4000 лет, и, немного пораскинув мозгами, мы обнаружили, что можем сделать то, о чем в ней говорится".
"Кто-то добавил реальные данные. Должно быть, он получил информацию от местных производителей лодок и увеличил ее. Цифры точны и разумны, и это интересно с научной точки зрения".
В результате получился по форме традиционный коракл, но самый большой за последние 3700 лет, с диаметром около 13 м и с площадью более 130 квадратных метров.
Изготовленный ковчег весил около 35 тонн, все материалы были импортированы или закуплены на месте и доставлены на слонах. Он был спущен на воду, и в финале все участники эксперимента на нем поплыли.
Фактически исследование профессора Финкеля доказало, что древние легенды это не просто интересные и поучительные выдумки, как считали последние пару веков, а истории, имеющие реальную основу. И они могут быть реальным источником точных технических данных. Так что помощь и чертежи бога Айа-Энки, как и спасение на горах Араратских, которого удостаивались шумерские герои вместе с библейским Ноем, все это имело место в реальности, даже если не все сегодня это понимают или представляют.