Жанна Погосян, Sputnik Армения
Мы находимся в одном из помещений здания старого ереванского завода. На первый взгляд, это типичная мастерская, забитая материалами, скульптурами – как готовыми, так и незавершенными, и еще кучей разных приспособлений. Но все же здесь есть две совсем не типичные вещи. Во-первых, "хозяин" не считает себя человеком искусства, во-вторых, произведения искусства здесь создаются по своеобразной и уникальной технологии.
59-летний Карен Терзян сделал свою первую бронзовую скульптуру еще 15 лет назад. Сегодня под брендом "Терзо" он создает уникальные скульптуры, коллажи из бронзы и других металлов, подсвечники и предметы быта: тарелки, дверные ручки, украшения.
"Я всегда был крайне далек от искусства, в жизни не прочитал ни одной книги об искусстве. Я инженер, занимался своим делом, а потом и разным бизнесом. В 90-е начал плавить и продавать ювелирам золото и серебро. Тогда и начал экспериментировать с благородными металлами. Понял, что для меня самое интересное – это бронза. Работать с золотом и серебром легко, реакций мало. А работа с бронзой – это вызов. У меня был один станок, другой подарили друзья, купил инструменты — и пошло-поехало. Экспериментировал, из 11 попыток 10 оказывались неудачными", - рассказывает Терзян.
Поначалу приносил в мастерскую листья, колючки и растения и делал их точные копии из бронзы. Процесс создания проходит в несколько сложных этапов: создание правильных смесей, применение вакуумов и печей, пайка и т.д. Технология создана путем проб и ошибок. А ошибки могут быть фатальными: если не соблюсти пропорции, то печь может взорваться или может вспыхнуть пожар.
В работах художника, не называющего себя деятелем искусства, выделяются скульптуры, символизирующие циклы жизни, смерти и возрождения. Есть у него и профили людей, из которых растут живые растения. Терзян сегодня работает над серией, символизирующей регресс и исчезновение мировой цивилизации.
"Цикл начинается со скульптуры Адама и Евы, продолжается другими людьми, потом идет картина Эдварда Мунка "Крик", если бы она была создана в 21 веке, то это были бы мутировавшие образы", — рассказывает Терзян.
Часть скульптур выставлена на специальных подставках, другая представляет собой интересные коллажи с художественными рисунками.
Работы Терзяна выставляются и продаются. Самая дорогая работа стоила 4000 долларов, она была продана во время 44-дневной войны. Инженер перечислил все деньги Всеармянскому фонду "Айастан".