Предстоящий в Софии решающий раунд переговоров по задействованию транспортного коридора Персидский залив – Черное море открывает новые возможности для укрепления Индией своих позиций регионе. В Нью-Дели готовы воспользоваться этим маршрутом для транспортировки своих грузов в Европу и не скрывают заинтересованности в том, чтобы этот коридор проходил именно через Армению. Нет сомнений в том, что у Индии есть действенные механизмы косвенного влияния на принятие решений относительно маршрута нового Шелкового пути.
Это многих настораживает. Активно развивающееся в последние месяцы армяно-индийское сотрудничество вызывает нервозность в Турции и Азербайджане. Не случайно, в бакинских средствах массовой информации, близких к президентской администрации, началась откровенная кампания по дискредитации Индии и ее правителя Нарендры Моди.
"Правящий класс Индии с бешеной активностью выступает против Турции и Азербайджана, полностью поддерживая Армению. Режим Нарендры Моди пытается подтолкнуть страну к фашистскому государству. Индусский фашизм, родственный по духу армянскому нацизму. Это и обусловило сближение двух стран", – пишет автор статьи в популярном бакинском издании. Такого рода откровенно индофобские публикации в прессе соседней страны не редки. Вот что утверждает другой автор: "В Индии у нас, при ныне правящем там режиме, друзей нет. И при любом удобном случае Нарендра Моди и его режим попытаются сделать все, чтобы усилить наших врагов оружием и деньгами. Индусские националисты сплелись в объятиях с националистами армянскими так, что Камасутра краснеет...". Тему продолжает популярный бакинский видеоблогер, взявшийся дать собственное объяснение причинам сближения между Ереваном и Нью-Дели. Сенсационное открытие - оказывается, "армяне – это индийские цыгане, которых привезли на Кавказ". И этот вот бред за пол года набрал в YouTube 561 тысячу просмотров.
Чем же обусловлена такая вот ненависть некоторых представителей азербайджанской журналистской элиты в отношении Индии и ее правителей? А все лишь из-за того, что в дни второй карабахской войны и в последующий период официальный Нью-Дели занял позицию, неугодную Исламабаду, Анкаре и Баку. По данным британского издания "The Spectator", в октябре 2020-го "Индия была близка к тому, чтобы перебросить по воздуху оружие в Армению, но Ереван не мог понять, как его получить". В публичных выступлениях и официальных комментариях индийские дипломаты и политики были вначале сдержаны. Но после того, как Баку решился на откровенные поползновения в отношении международно признанных границ Армении, позволив себе интервенцию в пределы Сюникской области, в подходах официального Нью-Дели произошел окончательный перелом.
В мае прошлого года внешнеполитическое ведомство Индии выступило с заявлением, осуждающим экспансию Азербайджана. Индийский МИД назвал действия Азербайджана "вторжением" и призвал его "немедленно отвести войска и прекратить дальнейшие провокации".
Таким образом, правительство Индии отправило четкий сигнал о том, что намерено поддержать Армению в ее законном праве на защиту своей территориальной целостности. Это была также заявка, подтверждающая намерение Индии принять непосредственное участие в региональных процессах на юге Кавказа. В Ереване эту заявку приветствовали, а вот в Баку она вызвала обеспокоенность. В заявлении МИД Азербайджана подходы правительства Индии именуются "странными" и "вызывающими сожаление".
Еще больше озабоченности в Баку вызвал недавний визит в Армению министра иностранных дел Индии, открывший новые перспективы для развития двусторонних отношений. Договоренности, достигнутые Субраманьямой Джайшанкаром в Ереване, способны сказаться на процессах, протекающих в регионе. Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян на совместной пресс-конференции со своим индийским коллегой подтвердил факт того, что "двустороннее сотрудничество в оборонной сфере планируется вывести на новый уровень".
Развивается сотрудничество и в экономике. За последние два года армянский экспорт в Индию увеличился в 20 раз, а товарооборот между двумя странами возрос почти в 3 раза. Развитию торговли будет способствовать прямой авиарейс, который в скором будущем свяжет Ереван с Нью-Дели. Быстрыми темпами развивается партнерство в таких областях, как телекоммуникации и образование. В Ереване успешно действует Армяно-индийский центр информационных технологий. Только в одном из ереванских вузов обучается более трех тысяч студентов из Индии.
В ближайшее время в законодательных органах двух стран будут сформированы группы армяно-индийской дружбы. Уже есть сигналы о том, что в индийском парламенте может быть рассмотрен вопрос об осуждении Геноцида армян. Подходы политического руководства страны в этом вопросе внушают осторожный оптимизм.
Как известно, в прошлом году 24-го апреля МИД Индии в своем пресс-релизе по поводу визита посла Кишана Дана Девала в мемориальный комплекс Цицернакаберд впервые употребил правовой термин "геноцид".
Интерес правителей Нью-Дели к Армении обусловлен несколькими факторами. Первый из них – заинтересованность в нейтрализации растущего влияния Турции, которая позволяет себе открытую поддержку сепаратистским движениям, добивающимся расчленения Индии. Другой важный фактор – стратегическое партнерство Азербайджана с Пакистаном, с которым Индия конфликтует со дня обретения независимости. Не секрет, что принцип "друг моего врага – мой враг" порой актуален и в дипломатии. Пакистан, как известно, единственная в мире страна, отказывающееся признавать государственность Армении. А это может означать, что принцип "враг моего врага – мой друг" тоже актуален.
Таким образом, заметно, что обеспокоенность бакинских идеологов действительно оправданна. Вот только проявленная реакция обрела слишком уж неожиданные формы. Мировая сверхдержава, обладающая ядерным оружием, занимающая второе в мире место по численности населения и шестое место по объему экономики, вряд ли испугается уколов, источаемых недоброжелателями. А вот стратегическое партнерство с такой страной, как Индия, действительно может сказаться на расстановке сил в регионе. Для Еревана важно успеть получить от этого партнерства максимум пользы, пока интересы совпадают.