Иудино осуждение: почем "опиум" для армянского народа

Язвы имеются в любом обществе, и армянское – не исключение. Но вместо критики других, пора бы уже заняться самокритикой, которая, возможно, поможет нам выйти из замкнутого круга вечного недовольства и бездействия. Об этом размышляет колумнист Sputnik Армения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Инициатива крупного бизнесмена, лидера партии "Процветающая Армения" Гагика Царукяна установить в Армении памятник Иисусу Христу вызвала, мягко говоря, неоднозначные оценки в нашем обществе. Многие обрушились на предпринимателя с яростной критикой, считая, что он мог бы потратить средства, которые потребуются для создания гигантской статуи, с большей для государства и народа пользой. Другие усомнились в истинности религиозных чувств бизнесмена, а третьи вдруг вспомнили, что установка скульптур Спасителя и святых вообще не вписывается в традиции Армянской Апостольской Церкви, а присуща католикам.
На первый взгляд, замечания могут показаться вполне резонными. А если посмотреть на ситуацию под другим углом?
Наблюдая за всей этой бурей в стакане воды, вспоминается отрывок из Евангелия от Иоанна. В главе 12-й повествуется о том, как за шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, которого Он воскресил из мертвых. Там в честь Иисуса был устроен обед. Марфа накрывала на стол, и Лазарь вместе с другими гостями и Иисусом возлежал у стола. В это время Мария взяла кувшин чистого нардового масла, которое стоило очень дорого, и вылила его на ноги Иисусу. Потом она стала вытирать Его ноги своими волосами. Весь дом наполнился ароматом масла.
Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, который впоследствии предал Его, возмутился:
— Почему было не продать это масло за триста динариев и не раздать деньги нищим?
— Оставь ее, — сказал Иисус, — она должна была сохранить этот бальзам на день Моего погребения. Нищие всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами.
Вот и решил Царукян сделать, по его понятиям, богоугодное дело. Беднякам он и раньше не раз помогал, церковь тоже успел построить.
Благотворительность лидера ППА, как правило, и заключалась в том, чтобы раздавать нуждающимся рыбу. В отличие от другого предпринимателя – Рубена Варданяна, который, судя по его проектам, все пытался смастерить удочку для ловли этой самой рыбы. Но это сложно сделать без обладания какой-то властью, потому-то и неудивительно было его решение заняться большой политикой.
Так вот: думал-думал Царукян, что бы еще такое грандиозное сделать, чтобы уж точно войти в историю, имя свое увековечить. Ну, и придумал. А, может, подсказали. Воздвигнуть статую Спасителя. Огромную. Чтобы из разных уголков крошечной Армении была видна.
Что в этом худого? Тщеславие это или его разговор с Богом – не нам судить. Кому-то стало бы легче, если бы он потратил деньги на виллу в Ницце? Полагаю, что опять же выразили бы недовольство. И если бы на нужды армии перечислил (как сделал это в дни войны), все равно бы не похвалили, а приняли бы как должное, да еще бы подумали, что мало: мог бы больше, мог бы чаще.
"Нужно быть, а не притворяться христианами"։ примет ли ААЦ "католическую" идею Царукяна>>
Считать, что все нам что-то должны, наше любимое занятие. Этого у нас не отнять. Да и не привыкли мы своих хвалить за что-то. Хотя нет, есть одно исключение: хвалим, если хвалят чужие. И восхищаемся, как правило, теми, кем восхищаются на чужбине. Потом удивляемся, почему армяне строят и создают где угодно, но только не у себя дома.
На самом деле, проблема вовсе не в Царукяне (с ним и так все понятно), а в нашем, как модно нынче говорить, менталитете. Может, направить микроскоп, под которым мы изучаем других, на самих себя? Хотя бы потому, что он слепок, отражение нынешнего армянского общества.
Хочется собрать тех самых критиков, чьи высказывания очень напоминают слова Иуды, и узнать, а сколько они жертвуют сейчас для армянского государства и конкретно для армии. Полагаю, не ошибусь, если предположу, что далеко не все граждане Армении засыпают и просыпаются с мыслью о Родине.
Кстати, и с Церковью та же история. На священнослужителей многие давно уже смотрят косо, обвиняя их в сребролюбии, алчности. А спроси, кто из нас, верующих армян, ежемесячно платит, как предписано, десятину со своего заработка на содержание Церкви, отзовутся ведь единицы. Ну, а поступок бедной вдовицы из того же Евангелия, пожертвовавшей две лепты, то бишь все свое пропитание, сегодня кажется и вовсе чем-то невероятным.
Считать и "правильно тратить" чужие деньги – это мы умеем, а уж как нас беспокоит собственный карман, и говорить нечего! Помнится, в 2013 году на улицы Еревана вышли тысячи людей, активно протестуя против решения столичных властей повысить плату за проезд до 150 драмов, вместо нынешних 100. А кто забыл движение "Электрик Ереван" в 2015-м? Какие шекспировские страсти тогда бурлили в городе! Упорно боролись за отмену повышения тарифов на электроэнергию. До победного конца боролись. И ведь добились: власти в итоге сдались.
Что произошло после поражения в Нагорном Карабахе, когда армянское руководство не нашло в себе сил признать свою вину и достойно отказаться от власти? Побегали хаотично по улицам Еревана с требованием отставки проигравшей команды, да и разошлись.
Что делаем сегодня? Правильно: в миллионный раз тщетно жалуемся международным структурам, что власти Азербайджана присваивают армянское культурное наследие, "албанизируют" наши церкви и монастыри на территориях, перешедших под контроль ВС противника. Как говорится, что имеем, не храним, потерявши, плачем.
Понятно, что раны наши глубоки. Пытаемся ли мы их врачевать? Отнюдь. Одни политики лишь раздирают раны до крови, не предлагая ни одного способа исцеления. Другие, наоборот, стараются дать нам "обезболивающее", "успокоительное" или условный "опиум", на время приглушающий страдания и затуманивающий сознание. При этом внушают, что все в порядке, а вскоре будет еще лучше. И то, и другое – ходьба по замкнутому кругу, цена которой – те самые 100 драмов за проезд, которые оказались для нас дороже всего.