ЕРЕВАН, 18 фев - Sputnik, Милена Айвазян. В преддверии предстоящей 24 февраля в Вене встречи специальных представителей Армении и Турции, турецкая государственная и провластная пресса начала активно комментировать переговоры, в частности, привлекая внимание к ранее действующему между Арменией и Турцией и с 1993 года прекратившему свою деятельность участку железной дороги Гюмри-Карс.
Турецкие официальные источники утверждают, что запуск железной дороги будет экономически выгодным для обеих сторон.
Государственное информационное агентство Турции Анадолу в различных публикациях затрагивает этот вопрос. Например, агентство провело интервью с некоторыми бывшими работниками железной дороги, которые заявили, что очень хотят, чтобы Гюмри–Карс вновь был задействован и выразили уверенность, что он окажет благоприятное воздействие на экономику Турции.
Агентством Анадолу был проведен опрос среди предпринимателей, развернувших деятельность в Карсском районе. Согласно турецкому источнику, предприниматели уже 29 лет ждут открытия КПП с Арменией. По их мнению, если железная дорога будет задействована, это будет способствовать росту не только торговли, но и туризма в этом регионе.
В своих публикациях Анадолу отмечает, что в случае присоединения железной дороги Ереван-Гюмри-Карс к железной дороге Карс–Анкара, это станет одной из туристических козырных карт Армении. Эту мысль развивают и в провластном СМИ "Хабертюрк", где, например, колумнист Кюршад Зорлу отмечает, что объединение всех предусмотренных железных дорог (в том числе и с Азербайджаном) может стать основой для нового маршрута грузоперевозок Армения–Европа.
Вообще, в турецкой прессе особо подчеркивается важность турецкой провинции Карс, а в Армении - Гюмри. В связи с этим провластная турецкая газета "Сабах" побеседовала с председателем Палаты торговли и промышленности Карса Эртугрулом Алибейоглу, который сказал, что разговоры о том, что железная дорога может быть перезапущена, а пропускной пункт - открыт, вызвали воодушевление в этом районе, и они ждут, что с Арменией должна быть установлена сухопутная и железнодорожная связь. По его словам, после этих разговоров "новые инвесторы начали звонить в торговую палату Карса и выражать желание инвестировать".
Кроме того, турецкие источники пытаются продвигать идею о том, что в случае запуска железной дороги из Гюмри (который и в турецких источниках отмечается как культурная столица Армении), туристы смогут ездить на поезде в Карс, что будет способствовать также развитию туризма.
В этом плане внимание турецкой прессы к Гюмри достаточно велико, корреспондент Анадолу даже провел опросы среди гюмрийцев, и это было представлено в турецкой прессе следующим образом: "Население Гюмри с нетерпением ждет возобновления работы железной дороги и считает, что благодаря этому сюда будет прибывать больше туристов".
Эксперт Грант Микаелян в беседе со Sputnik Армения, комментируя активность турецкой прессы, отметил, что железную дорогу в свое время закрыла Турция, и если сейчас действительно хотят ее перезапустить, то вероятность того, что железная дорога откроется, очень велика. Другой вопрос, насколько это выгодно для Армении, и это зависит от результата переговоров.
В данном случае вопрос зависит от тех условий, в которых Армения окажется после возобновления работы железной дороги.
"Если чиновники из Турции говорят, что это им нужно, вряд ли они ошибаются, поскольку хорошо оценивают свои потребности. На данный момент ситуация для Армении не столь благоприятна, поскольку процесс в основном идет по повестке Турции",– отметил Микаелян.
На вопрос о том, сколько продлится восстановление железной дороги в случае возможного запуска, Меликян ответил, что хотя и есть необходимость в восстановлении, но некоторые работы были проведены еще 10-12 лет назад, когда обсуждалось открытие армяно-турецкой границы, а тот участок, который не работает, невелик, то есть перезапуск на самом деле несложный и не потребует больших затрат.
Напомним, что вопрос восстановления линии Карс-Гюмри был включен в повестку первого этапа шагов по нормализации отношений между Анкарой и Ереваном еще в 2009 году.
Сейчас Ереван и Баку договорились восстановить работу железной дороги Ерасх-Джульфа–Мегри–Горадиз между Арменией, Нахиджеваном и Азербайджаном. По словам премьер-министра Армении Никола Пашиняна, если удастся договориться об открытии границ и коммуникаций с Турцией, то будет действовать и железная дорога Гюмри-Карс.
В этом случае грузовые поезда из Карса смогут добраться до Ахуряна (где предположительно будет КПП), затем в Гюмри и Ерасх (через Масис), затем в Нахиджеван и Баку.