По каким именно статьям возбуждены уголовные дела в отношении Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна, ничего не говорится. Но обратим внимание на то, что в действиях экс-президентов Армении усмотрен весьма неожиданный состав преступления. Начальник отдела специальных расследований военной прокуратуры Азербайджана Эмиль Тагиев заявил, что Кочарян и Саркисян "объявлены в розыск поскольку заявляют, что Карабах принадлежит армянам и в нем должны жить только армяне, а также призывают к выселению азербайджанцев с этой территории, поджогу их домов". При этом не было приведено ни единого факта, подтверждающего подобные высказывания экс-президентов. Меньше всего хотелось бы выглядеть адвокатом Кочаряна и Саркисяна, но они действительно ничего подобного себе не позволяли.
Столь же абсурдные обвинения выдвинуты и в отношении действующих руководителей Нагорного Карабаха. 15 февраля генеральная прокуратура Азербайджана распространила сообщение об объявлении в розыск президента непризнанной республики Араика Арутюняна. "Арутюнян будет задержан оперативной группой и передан для следствия в короткие сроки", - сказал на брифинге начальник следственного управления генпрокуратуры Азербайджана Немат Авазов.
В Баку, вероятно, забыли о том, что Арутюняна они объявили в розыск еще полтора года назад. 30 октября 2020 было официально объявлено о возбуждении уголовных дел и объявлении в международный розыск президента НКР Араика Арутюняна, его советника Давида Бабаяна, ставшего впоследствии главой внешнеполитического ведомства, и тогдашнего министра обороны республики Джалала Арутюняна. Сколько можно возбуждать дел?
Заметим, что Араик Арутюнян и Давид Бабаян, следуя из Степанакерта в Ереван, неоднократно проезжали через Лачинский коридор. Как известно, поездки через коридор официальных лиц российские миротворцы согласовывают с соответствующими структурами Азербайджана. То есть, "оперативной группе", о которой говорит Немат Авазов, хорошо известно, где именно стоит искать Араика Арутюняна. Но эта группа, никаких действий не предпринимала. Да и не могла предпринимать.
У генпрокуратуры Азербайджана нет и не может быть ресурсов для реализации своего обещания. Нет для этого и правовых оснований. Это же касается и всех 306 граждан армянской национальности, против которых в Азербайджане после второй карабахской войны были возбуждены уголовные дела. По имеющимся данным, среди этнических армян, объявленных в Баку преступниками, есть граждане Армении, Нагорного Карабаха, России, Грузии, Франции, США, Ливана и Ирана.
В Баку могут возбуждать против армян уголовные дела сколько им заблагорассудится. Но вот добиться их международного розыска будет куда сложнее. Компетентные органы Армении уже ведут необходимую работу для того, чтобы исключить возможность преследования соотечественников, объявленных в Азербайджане преступниками. "Решения Азербайджана завести уголовные дела в отношении граждан Армении и Арцаха, а также объявление их в розыск не имеют оснований и являются незаконными. Генеральная прокуратура проводит все необходимые действия, чтобы такие запросы по каналам международного сотрудничества не рассматривались", - заявил на днях советник генерального прокурора Армении Гор Абрамян.
Судя по всему, работа ведется в первую очередь с Интерполом и партнерами стран СНГ. Соответствующим структурам международных организаций предоставляются материалы, подтверждающие, что предпринимаемые Азербайджаном попытки преследования армянских политиков не имеют ничего общего с правосудием. Это же касается и этнических армян, с оружием в руках участвовавших в защите своей исторической родины.
Откровенно политические подтексты претензий азербайджанской стороны не могут быть основанием для объявления в международный розыск.
Руководство Интерпола до сих пор не позволяло втягивать себя в пропагандистскую войну, начатую Азербайджаном против Армении. Международная организация уголовной полиции не раз отказывала бакинским правителям в политически мотивированных запросах об уголовном преследовании армян. Но Баку настойчиво продолжает направлять в Интерпол все новые запросы на так называемые "красные карточки" по делам, имеющим отношение к карабахскому конфликту. Самый скандальный из серии таких запросов был связан с известным писателем Зорием Балаяном, стоявшим у истоков карабахского движения.
В 1999-м году Азербайджан обратился в Интерпол с заявкой об объявлении писателя в международный розыск. К заявке был приложен протокол показаний некоего Азера Асланова, который заявил в суде, что Зорий Балаян, якобы, был заказчиком террористического акта, организованного в бакинском метро 3 июля 1994 года. Разобравшись в деле, исполком Интерпола отказал в запросе на розыск в отношении Зория Балаяна. Писатель получил от генерального секретаря организации Рональда Нобла письмо следующего содержания: "Дорогой господин Балаян. Хочу проинформировать вас, что, следуя рекомендации Наблюдательского совета по контролю за архивом Интерпола, я принял решение об отмене "красной карточки", распространенной против вас по требованию Азербайджана. После тщательного исследования всех материалов, предоставленных Азербайджаном, Арменией и вами, я пришел к выводу о том, что это дело имеет преобладающий политический характер и не может быть основанием для преследования".
Рональд Нобл действовал строго в соответствии со своими полномочиями. Третья статья устава Интерпола гласит, что "организации строго воспрещается предпринимать какое-либо вмешательство в дела, имеющие политический, военный, религиозный или расовый характер". Судя по всему, на основании все той же третьей статьи устава Интерпол осенью 2017 года отказал Азербайджану в запросе об объявлении в международный розыск депутатов Европарламента Франка Энгеля, Яромира Штетины и Элени Теохарус. В Баку на них были заведены уголовные дела в связи с тем, что они осмелились посетить Нагорный Карабах и встретиться в Степанакерте с представителями политического руководства непризнанной республики. Все та же третья статья помешала азербайджанцам добиться "красной карточки" Интерпола в отношении проармянски настроенного израильского блогера Александра Лапшина, обвиненного бакинскими правителями в "незаконном пересечении государственной границы". Правда, спецслужбы Азербайджана в итоге все-таки смогли добраться до Лапшина. Но это уже другая история.
Вероятность того, что Интерпол согласится завести "красные карточки" в отношении Роберта Кочаряна, Сержа Саркисяна, Араика Арутюняна и других бывших и нынешних лидеров Нагорного Карабаха, почти нулевая. Это, однако, не означает, что им ничто не грозит. Судьба упомянутого выше Лапшина является наглядным подтверждением того, что азербайджанская репрессивная машина позволяет себе действия, противоречащие решениям Интерпола. Как и в случае с израильским блогером, в деле армянских политиков официальный Баку тоже, скорее всего, попытается добиться угодных ему решений на уровне двусторонних отношений с конкретными странами. Ясно, что правителю ни одного цивилизованного государства и в голову не придет всерьез рассматривать такого рода просьбы Азербайджана. Но в мире еще есть страны, от которых подобного можно ожидать. К счастью, их не так много. Думаю, Кочарян, Саркисян и Арутюнян мало что потеряют, если воздержатся от поездок в Турцию, Пакистан или Афганистан.
Но в любом случае, Азербайджан вряд ли выиграет от очередной пропагандистской кампании против бывших и нынешних правителей Карабаха. В таких случаях легче потерять, чем приобрести. Скандальная история с Зорием Балаяном тому подтверждение. Писатель не простил тех, кто пытался играть с его репутацией. Он обратился в Европейский суд по правам человека с иском против Азербайджана, потребовав компенсации морального ущербу в размере 178 миллионов долларов. Трудно не согласиться с известным бакинским правозащитником Мурадом Сададдиновым, заявившим, что "попытка преследования Балаяна обернулась против самого же Азербайджана". Судя по всему то же самое получится и в случае с попытками преследования Кочаряна, Саркисяна, Арутюняна и Бабаяна.