ЕРЕВАН, 23 фев – Sputnik. Христианские памятники исторического Арцаха изучаются специалистами больше века и их происхождение никогда не вызывало вопросов, кроме как у дилетантов, пытающихся исказить историю. Об этом говорится в заявлении Академии наук Армении в связи с заявлением властей Азербайджана о создании так называемой рабочей группы по "изучению" храмов Карабаха, которая готовится уничтожить "фальшивые надписи, добавленные армянами на албанских христианских памятниках".
Храмы и монастырские комплексы Амарас, Дадиванк, Гандзасар, Хатраванк, Гтчаванк, храм Казанчецоц в Шуши являются ключевой и неотъемлемой частью армянской архитектуры. Своей композицией и орнаментами они неразрывно связны с храмовыми строениями в областях Сюник и Айрарат, что подтвердили и зарубежные исследователи армянской средневековой архитектуры Жан-Мишель Тьерри (Франция), Паоло Кунео (Италия) и другие.
Поскольку архитектура и надписи никоим образом не позволяют назвать эти храмы албанскими, был избран путь уничтожения этих надписей.
"Тем более, что опыт уничтожения армянского культурного наследия в Нахичевани у Азербайджана уже есть", - говорится в заявлении.
Аргументы азербайджанских "специалистов" несостоятельны с научной точки зрения хотя бы по следующей причине: даже если условно принять, что эти надписи появились позже, то и они составляют неотъемлемую часть истории памятника, и их уничтожение – это культурный вандализм. На самом же деле на памятниках в Карабахе невозможно найти ни одной подложной надписи, стилизованной под грабар (древнеармянский) того времени. Международный опыт располагает множеством средств для мгновенного выявления таких подделок, но ничего подобного в Карабахе обнаружено не было.
Более того, известно, что в средневековые тексты (будь то надписи на стенах или рукописи), даже если они делались на каноническом языке, неизбежно проникали местные диалектизмы. В настенных надписях очевидны элементы арцахского диалекта, в то время как следы предполагаемого албанского отыскать невозможно.
О подлинности надписей свидетельствует и места на стенах, где они делались: при освящении церкви надписи наносились в строго определенных местах, и позднейшие надписи (если бы таковые и были) пришлось бы делать в другом месте. Между тем, их расположение также свидетельствует об их подлинности. Это подтверждают надписи не только при основании храма, но и при его перестройках, а также получении даров для храма от мирских покровителей. Наконец, факты, отраженные в надписях, сочетаются с текстами сотен средневековых рукописей Арцаха, сделанных примерно в то же время.
"Если даже на нынешней оккупированной территории Карабаха будет сделана попытка уничтожения храмов, то, так или иначе, реальные фотографии и замеры этих памятников с переводами на русский и другие языки останутся обвинением в культурном геноциде Азербайджана", — говорится в заявлении.
Уничтожение надписей представляется международному сообществу как попытка восстановления религиозных прав удинского народа, который сейчас живет (а вернее, выживает) в Азербайджане на правах политического заложника. Тем более странно, что в риторике Азербайджана о Кавказской Албании центральное место отводится удинам – народу, который в последние 200 лет подвергался тяжелейшим преследованиям. Политика их насильственной исламизации в 18-19-х веках привела к почти полному уничтожению наследников культуры Кавказской Албании, подчеркивается в заявлении.
Жителей 43 албанских сел – в Нухи, Шеки, Габале (прежний Куткашен) - тюркоязычные азербайджанцы в 1918-20 годах подвергли массовым гонениям и выселению. Жители последних удинских сел – Вардашен, Мирзабейлу, Султан-Нухи, Джорурлу, были вынуждены покинуть родину, где жили столетиями. Теперь их именем Азербайджан хочет восстановить историческую справедливость.
Академия наук Армении напоминает, что Нарский документ о подлинности (The Nara Document on Authenticity) предполагает признание основополагающих принципов ЮНЕСКО, по которому ответственность за сохранение памятников культуры предписывается той общине, которая их создала. Как отмечается в преамбуле к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей и подтверждено в руководстве ЮНЕСКО для военнослужащих по защите культурных ценностей 2016 года, в случае вооруженного конфликта памятники культуры должны сохраняться, как незаменимая часть идентичности всего человечества.