Для гостей Гюмри стало трендом фотографироваться у дверей времен Александрополя, но мало кто знает, что эти двери могут многое "рассказать" о характере и гостеприимстве своих хозяев.
Художник, график-дизайнер Ашот Акопян создает сувениры в виде дверей, чтобы сохранить историю города в дверях.
Художник, график-дизайнер Ашот Акобян создает сувенирные копии старых дверей Гюмри
© Sputnik / Armenuhi Mkhoyan
Прежде, чем начать изготовлять серию дверей, Ашот увлекался их фотографированием. Старые двери сохранились в основном в исторической части Гюмри. Прежде, чем стать дверью, дерево проходило специальную обработку, благодаря чему двери становились более стойкими к внешним воздействиям и сохранились до наших дней. Тем не менее, некоторые двери обветшали настолько, что, кажется, вот-вот прекратят существование. Он решил изготовить их маленькие копии, чтобы хоть как-то продлить им жизнь.
"Двери – это уникальный облик города, к ним нужно относиться бережно. Бывало, что я фотографировал дверь, потом видел, что она практически разрушена и думал "хорошо, что хоть успел сфотографировать". Года три размышлял над этим", - рассказывает Ашот в беседе с корреспондентом Sputnik Армения, отмечая, что у каждой двери свой характер и свои черты.
Сувенирные копии старых дверей Гюмри, созданные художником, график-дизайнером Ашотом Акобяном
© Photo : provided by Ashot Hakobyan
Молодой человек не исключает, что любовь к работе с деревом унаследовал от своего деда-Серожа, который был плотником. А способность мастерски подчинить себе камень – от братьев деда - каменщиков.
Ашот изготавливает сувенирные двери в масштабе один к тридцати. Они в точности повторяют не только деревянные двери, но и фрагменты стен дома, а, иногда, даже удается скопировать естественные дефекты на камне, для большей достоверности.
Сувенирные копии старых дверей Гюмри, созданные художником, график-дизайнером Ашотом Акобяном
© Photo : provided by Ashot Hakobyan
Каждая дверь по-своему уникальна, ни одна их них не повторяется. Честолюбивые гюмрийцы не позволяли себе копировать двери соседей. Мастера изготавливали их в одном экземпляре – это было вопросом профессиональной репутации. Была только одна общая деталь – как правило, в дверях были вертикальные стеклянные окна. Хозяйки их прикрывали легкой шторой ручной работы. Это символизировало простоту, открытость и гостеприимство. Гюмрийцы были открыты для гостей и не скрывали свое жилище от посторонних глаз.
"И у меня тоже двери не повторяются, даже детали. У каждой двери есть свой паспорт и название: "Сундук", "Зеркало", "Эрзрум", "Источник", "Чайка", "Меркуров", "Юзбаш" и т.д. Двери нашего города не просто красивые, они хранят историю каждой семьи", - говорит Ашот. Он, с сожалением, отмечает, что люди сейчас изменились, стали более закрытыми, и нынешние двери тоже стали глухими, непроницаемыми.
Сувенирные копии старых дверей Гюмри, созданные художником, график-дизайнером Ашотом Акобяном
© Photo : provided by Ashot Hakobyan
Коллекция дверей Ашота может стать удачным решением в качестве подарка. Ведь это прекрасный сувенир не только для гостей города, но и для самих гюмрийцев. Многие двери уже нашли своих хозяев.
Мастер поначалу было трудно расставаться со своими работами. Говорит, есть дверь, которую ни за какие деньги не продал бы. Он подарил эту дверь своей жене, Розе, как символ их домашнего очага.
По словам Ашота, основная часть заказов поступает из-за рубежа. Многие заказывают именно ту дверь, которую оставили когда-то в Гюмри. Мастер подчеркивает, что "самое грустное, когда понимаешь, что двери заброшены, и за ними больше не кипит жизнь".
Сегодня Ашот строит рядом с дедовским домом новый дом - для троих сыновей. Там будет установлена дверь, изготовленная дедом. Жить в доме своих предков в родном городе и делать все, для процветания родины – для него дело чести. Будущее трех сыновей он видит здесь, с традиционно открытыми дверями гостеприимного дома.