Решение официального Тбилиси не поддерживать санкции ЕС в отношении России оказалось неожиданным для Брюсселя. Да и для Москвы, по видимому, тоже стало сюрпризом. Это, естественно, не означает, что Грузия перестала быть солидарной Украине. Грузины не могли ограничиться направлением в Киев ста тонн гуманитарной помощи. В рамках всех международных форматов Тбилиси продолжает противопоставлять себя Москве. Грузия, конечно же, голосовала за приостановку членства России в Совете Европы, конечно же, поддержала проект резолюции Совета безопасности ООН, осуждавший действия России. Национальный банк Грузии даже ввел ограничения для российских банков, включенных Евросоюзом в "черный список". Но вот санкций, как таковых, администрация Ираклия Гарибашвили против России так и не ввела.
В Киеве поспешили назвать это предательством. Грузинам напомнили, что в 2008-м году украинский президент был одним из первых, кто приехал в столицу Тбилиси и выразил поддержку. Лидеры "Грузинской мечты" отвечают, что продолжают питать к украинцам чувства искренней симпатии, но под ударом из-за них оказываться не желают. "Мы, конечно же, сопереживаем. Но нам сегодня нужно действовать без эмоций, руководствуясь прежде всего своими национальными интересами и уже потом учитывать интересы другой страны", - заявил Гарибашвили в понедельник перед началом очередного заседания правительства. Премьер пояснил, что введение Грузией санкций в Москве никто даже и не заметит, а вот если Москва ответит зеркальными мерами, грузинская экономика всерьез пострадает. "Когда вы от нас требуете введения санкций, чего в действительности добиваетесь? Вы хотите, чтобы я против своего народа ввел санкции? Ведь доходов лишатся наши люди - виноделы, экспортеры, фермеры. Пострадает миллион наших граждан”, - заключил грузинский премьер.
Не желая лезть в пекло поперек батьки и не стремясь выглядеть большим католиком, чем Папа Римский, глава правительства Грузии решил ограничиться лишь осуждающими заявлениями. Он не стал созывать специальное заседание Совета безопасности по ситуации на Украине и пресек попытку оппозиционных депутатов инициировать внеочередное заседание парламента. Действия оппозиции, настаивающей на более жестких антироссийских мерах, премьер считает безответственными. Он убежден в том, что сторонники Михаила Саакашвили, в действительности, хотят втянуть Грузию в войну против России. "Их цель - повторить ту трагедию, от которой они в свое время не сумели уберечь наш народ и страну", - сказал Гарибашвили.
Но стоит заметить, что в вопросе реакции на украинские события даже самая радикальная оппозиция выглядит куда менее радикально, чем хотели бы в Киеве. Вот и формальный лидер саакашвилиевской партии "Единое национальное движение" Ника Мелия на брифинге говорил о необходимости лишь "частично" присоединиться к санкциям Евросоюза. Он, в частности, настаивал на ограничениях в вопросе использования Россией воздушного пространства Грузии. Даже Мелия не говорит о торговых санкциях.
Прагматизм грузинских политиков основан на очевидности того, что новая конфронтация с Россией сильно ударит, прежде всего, по грузинской экономике. Несмотря на продолжающуюся напряженность в отношениях между Тбилиси и Москвой, Россия все еще на втором месте среди крупнейших торгово-экономических партнеров Грузии. Как это ни парадоксально, уступает она только Турции.
Грузинский импорт из России уже перевалил за миллиард долларов. Только грузинского вина в России ежегодно продается на сумму почти в полмиллиарда долларов. Тбилиси покупает российские нефтепродукты, пшеницу, подсолнечное масло. В 2021-м году Грузию посетили 213 тысяч российских туристов. Ираклий Гарибашвили утверждает, что "в последние годы Грузия от туризма получила из России три миллиарда долларов". Не стоит сбрасывать со счетов и значение трансфертов. Гастарбайтеры и проживающие в России заботливые родственники ежегодно перечисляют в Грузию примерно 500 миллионов долларов. Подсчитано, что за последние восемь лет Грузия получила из России 12 миллиардов долларов. Лишаться всего этого в Тбилиси, естественно, не хотят.
Так что отказ Ираклия Гарибашвили от антироссийских санкций не стоит объяснять его озлобленностью на администрацию Владимира Зеленского за косвенную поддержку опального Михаила Саакашвили. Просто в Тбилиси проявляют прагматизм, не желая ввязываться в открытое противостояние с непосредственным соседом, отношения с которым и без того непростые.
Таким образом, похоже, сбываются прогнозы экспертов американского издания "Foreign Policy", еще летом прошлого года предсказавших постепенный "отход Грузии от Запада и обращение взоров в сторону России". Московский политолог Станислав Стремидловский в связи с этим пишет, что "Грузия может покинуть проект "Анти-Россия".
Армению перспектива ослабления российско-грузинской конфронтации однозначно устраивает. Как в геополитическом, так и в экономическом плане. Даже если западные санкции в отношении Москвы окажутся затяжными, это не должно исключать возможность восстановления между Грузией и Россией прямых торговых коридоров. Армения в этом заинтересована, как никто другой. Ведь этот проект предполагает создание надежных альтернатив автомагистрали, проходящей через Верхний Ларс. Сегодня эта дорога является единственной наземной артерией, связывающей Ереван с Россией и другими странами севера и запада. Надежной эту коммуникацию назвать трудно. Отказавшись ввести санкции, Тбилиси сохранил мосты, которые на определенном этапе позволят вернуться к переговорам о торговых коридорах. В правительстве Армении, полагаю, на это обратили внимание в первую очередь.
В последний раз тема задействования торговых коридоров была объектом предметного обсуждения два с половиной года назад. В 2017-18-м годах состоялось аж семь туров консультаций между тогдашним замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным и спецпредставителем премьера Грузии Зурабом Абашидзе. Тогда была, по сути, достигнута принципиальная договоренность о восстановлении транспортного сообщения без решения спорных политических проблем. Подписание окончательного соглашения сорвала грузинская оппозиция известной провокацией в парламенте, когда ворвавшиеся в зал заседаний радикалы набросились на депутатов Госдумы. Есть сведения о том, что сразу после окончания карабахской войны вопрос вновь стал предметом неафишируемых переговоров.
Все эти наработанные схемы могли в одночасье рухнуть, если бы в Тбилиси ввели санкции против Москвы. Рациональный подход грузинских лидеров позволяет надеяться на то, что в вопросе новых вертикальных транспортных коридоров не все еще потеряно.