ЕРЕВАН, 2 мар –Sputnik. Экс-президент Армении Армен Саркисян не был противовесом правительству, а Ваагн Хачатурян даже не будет пытаться им быть. Об этом заявил журналистам в парламенте глава оппозиционной фракции "Айастан" ("Армения") Сейран Оганян, комментируя решение оппозиции не участвовать в выборах президента (по новой Конституции, у президента остались лишь церемониальные функции, а избирает его парламент).
Говоря о кандидате в президенты Ваагне Хачатуряне, Оганян высказал мнение, что он хоть и официально беспартийный, но долгое время состоял в партии (Армянском национальном конгрессе Левона Тер-Петросяна - ред) и лоялен нынешней власти. Между тем президент должен быть не только беспартийным, но и "надпартийным", то есть уравновешивать отношения власти и оппозиции. Но этого не делал и бывший президент Армен Саркисян, добавил Оганян. По его словам, хотя у президента теперь нет широких полномочий, на официальных, протокольных мероприятиях важнейшим лицом должен быть он. Между тем это положение Основного закона никогда не соблюдалось, отметил Оганян.
"Например, когда возлагались венки к мемориалу Сардарапатского сражения, последним по ступенькам поднимался премьер-министр, и все стоя ждали его – в том числе президент. Или, опять же в Сардарапате, когда награждали солдат после военных действий в Тавуше в 2020-м, награды вручал тоже премьер-министр, а не президент. Правительство демонстрирует превосходство над всеми другими ветвями власти. Но вопрос в том, что и бывший президент никак не выступал против этого", - заявил Оганян.
По его мнению, новый президент также не будет пытаться подчеркнуть значение своей должности, а система власти останется "накрененной" в сторону премьера и правительства. Поэтому президент – как в прочем, и парламентское большинство – останутся формальными придатками исполнительной власти, считает лидер оппозиционной фракции.
Напомним, Армен Саркисян подал в отставку в январе 2022 года, после избрания в марте 2018 года (незадолго до смены власти в стране). В качестве причины своего ухода он назвал неэффективную коммуникацию и диалог с правительством. В качестве его преемника парламентское большинство выдвинуло Ваагна Хачатуряна, который в нынешнем правительстве занимает пост министра высокотехнологичной промышленности.