Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Музыка Алана Ованесса (Чакмакджяна) явилась своеобразным сплавом музыкальных традиций Востока и Запада. Она покоряет одновременно чистотой и экзотичностью.
…Его волнующая протяжная музыка блестяще написана и уникальна по своему стилю. Это современное развитие архаичного духа, не похожее ни на что другое․ Именно так охарактеризовал творчество Алана Ованеса выдающийся американский композитор Генри Кауэлл в статье в Musical Quarterly, вышедшей в июле 1951 года.
Смесь армянской и шотландской кровей
Отец композитора Арутюн Ованес Чакмакджян перебрался в Штаты из Аданы (Западная Армения, ныне территория Турции). После окончания Гарвардского университета он преподавал химию. Одновременно был главным редактором еженедельника "Родина" на армянском языке, автором многих книг, в том числе одного из первых армяно-английских словарей.
Будучи разносторонне образованным человеком, он стремился приобщить и сына к армянскому языку, истории и культурным традициям, слушая вместе с ним музыку Комитаса, записи Арменака Шахмурадяна. Мать же – Мадлен Скотт, шотландка по происхождению, играла на органе.
С четырех лет Алан начал играть на фортепьяно и сочинять музыку, рано научился читать и писать и был очень увлечен астрономией. В четырнадцать он написал свои первые оперы – "Lotus Blossom" и "Bluebeard and Daniel".
"Сароян в музыке"
С самых юных лет мальчик предавался размышлениям о Вселенной, о природе. Особенно его привлекали горы. Любовь и тяга к ним отразились в таких произведениях, как "Арарат", "Таинственная гора", "Холодная гора", "Горы Гавайских островов", "Японская горная гряда" и т.д.
Алан Ованесс обращался к музыкальным культурам почти всех стран Востока – Армении, Индии, Японии, Кореи… Для того, чтобы на месте изучить музыкальные традиции разных народов, он много путешествовал по странам Востока.
Композитор считал совершенными армянскую духовную музыку, классическую музыку южной Индии, китайскую инструментальную музыку, корейскую Ахак, японскую Гагаку. Одновременно он высоко ценил оперы-оратории Генделя и Мендельсона, симфонии Сибелиуса.
Такие произведения, как "Таинственная гора", "Серебряное паломничество", "Таинственная флейта" представляют собой итог постижения автором восточного мистицизма. Не зря он заслужил репутацию самого знаменитого композитора-мистика своего времени.
В своих "Армянских рапсодиях" и обработках народных песен композитор близок к творческим принципам Комитаса; в других произведениях, таких как "Рассвет", "Ахтамар", "Соната Ванского озера" и ряде других, он примыкает к стилю армянских ашугов.
Геноциду армян Алан Ованесс посвятил работу под названием "Exile" ("Ссылка"), которая вышла в 1937 году.
"Музыка Алана Ованеса сеет семена переворота в музыкальном мире, это Уильям Сароян в музыке", - писали в американской прессе в 40-50 годы.
В 1987 году музыкальный критик The Boston Globe Ричард Буль так охарактеризовал музыку Ованесса: "Хотя его принято считать "армянским" композитором, его творчество объединяет музыку многих культур. Самым американским в его творчестве является тот способ, которым он превращает эти разрозненные элементы в своего рода экзотику. Его музыка благоговейна, окрашена мистикой и ностальгией".
Визит в Армению
В 1965 году в составе финансируемой правительством США делегации композитор посетил Армению, а также Грузию.
Во время пребывания на исторической родине он пожертвовал принадлежавшие ему манускрипты с армянской литургической музыкой Государственному музею искусств и литературы им. Егише Чаренца в Ереване.
Художник на все времена
Алан Ованесс скончался в 2000 году в возрасте 89 лет. За свою долгую жизнь композитор был женат шесть раз. И все его жены были деятелями искусства – художница, танцовщица, пианистка, певица…
С шестой женой, певицей и актрисой Хинако Фудзихара, он прожил 23 года, вплоть до своей смерти. Ей композитор посвятил ряд своих произведений. Совместно они основали звукозаписывающую компанию Fujihara Records, которая занималась продвижением творчества Ованесса. В настоящее время ее возглавляет дочь композитора от первого брака – клавесинистка Джин Нэди.
Алан Ованесс признан наиболее плодовитым и часто исполняемым композитором ХХ века. А в 1970 он был избран членом Американской Академии искусств и литературы.
"Моей целью было создавать музыку не для снобов, а для всех людей: красивую и здоровую… стремиться найти духовный резонанс с мелодией и звуком", - говорил мелодист.
В 1991 году, в 80-летний юбилей Ованесса, оркестр американских композиторов совместно с Армянской Апостольской церковью Америки организовали в нью-йоркском Карнеги-холле гала-концерт, во время которого под руководством самого именинника была исполнена его симфония № 65 – "Арцах".
"Я хочу принадлежать всем векам и всем временам… Художник может выйти из своего времени и оказаться в будущем", – считал композитор.
17 мая 2009 года в Джефферсон Каттер Хаус в Арлингтоне была открыта мемориальная доска в честь Алана Ованесса.
Мемориальная доска композитора Алана Ованнеса в парке Уиттемор, Арлингтон, Массачусетс, США