ЕРЕВАН, 13 мар - Sputnik. Впервые за три столетия в Галерее Бельведер в Вене выставлены работы художников, которые не являются австрийцами и не имеют отношения к австрийскому искусству.
Как сообщает нью-йоркский журнал об искусстве Hyperallergic, на выставке "Мировое искусство в коллекции Бельведера" представлено по одной картине трех модернистов – армянского, российского и иранского – портретиста Акопа Овнатаняна, индонезийского художника арабо-яванского происхождения Радена Салеха и османского живописца Османа Хамди-бея.
"Картины долгое время находились в хранилищах Бельведера, поскольку музей был основан для демонстрации австрийской государственной коллекции картин и скульптур, а с 1800 года — произведений международных художников, в основном немецких, французских и итальянских", — рассказал автору статьи Аведису Аджяну куратор выставки Маркус Феллингер.
По словам Феллингера, включить работы трех модернистов из Азии в перманентную или специальную экспозицию было непросто. Традиционно она должна была быть представлена работами австрийских или других европейских авторов.
Рассказывая же о трех нетипичных для этого музея художниках, он называет их великими.
"Они жили и работали как в азиатской, так и в европейской культурной среде… Сегодня они известны как первые художники-модернисты в своих странах", — добавляет Феллингер.
Выставка "Мировое искусство в коллекции Бельведера" продлится до 27 марта.
Первый армянский портретист
"Уроженец Тбилиси Акоп Овнатанян создавал портреты состоятельных людей в своем окружении… Расположенная на перекрестке континентов, армянская культура сохранила свои специфические черты несмотря на многовековое иранское господство над значительной частью Восточной Армении", — пишет профессор арменоведения Зальцбургского университета Австрии Ясмин Дум-Трагут в каталоге выставки.
Дум-Трагут считает, что разглядеть эту борьбу между Востоком и Западом можно в тонких деталях произведений Акопа Овнатаняна. Эти черты, по ее словам, "отражают не только идентичность самого автора, но, что более важно, армянскую идентичность, в которой объединяются Восток и Запад".
На выставленной в Бельведере работе "Насер ад-Дин," (около 1860 г.), которую Овнатанян принес в дар австрийскому императору Францу-Иосифу I в 1861 году, изображен молодой персидский шах.
Портрет персидского Насер ад-Дин Шаха
© Photo : Hakob Hovnatanjan
Он уверенно стоит рядом с пушкой, что являет собой символ военной мощи. В то же время в руках у него телескоп – визуальная метафора дальновидности. Шах Персии позирует в роскошном парчовом пальто с меховой подкладкой, а над головой у него сгустились тучи...
Добавим, что Акоп Овнатанян был одним из первых армянских художников, который в своих картинах не затрагивал религиозные сюжеты, которые на протяжении долгого времени господствовали в армянском изобразительном искусстве.
Овнатанян оставил большое число портретов своих современников. Он был не только основателем армянского портретного искусства, но и одним из лучших европейских портретистов.
В числе его шедевров такие работы как портреты Натали Теумян и католикоса Нерсеса Аштаракеци. В настоящее время произведения Овнатаняна хранятся в коллекциях Картинной галереи Армении, Музея искусства народов Востока в Москве, Музея искусств Грузии в Тбилиси и т.д.
Интересно, что на Меркурии в честь армянского художника назван кратер, а в 1967 году Сергей Параджанов снял фильм "Акоп Овнатанян".