ЕРЕВАН, 15 мар – Sputnik. В Армении практически нет государственных структур, которые бы занимались защитой прав потребителей. Об этом в интервью Sputnik Армения заявил председатель общественной организации "Центр консультации потребителей" Карен Чилингарян. По его словам, едва ли не единственным исключением является служба примирителя финансовой системы, которая является внесудебной структурой, защищающей права потребителей, решения которой принимаются в качестве основания финансовыми организациями. "Но в остальных сферах, помимо финансовой, права армянских потребителей нарушаются, ими никто не занимается", - говорит он.
"Права потребителей у нас, к сожалению, почти не защищены. Есть очень хорошие законы, но они не соблюдаются, поскольку есть проблемы с правоприменением. Потребитель не знает, к кому обратиться, а когда обращается, его отсылают от инстанции к инстанции, от ведомства к ведомству. В конечном итоге потребитель приходит к нам. Но общественная организация не располагает соответствующими рычагами, мы можем лишь консультировать, направлять, помогать с телефонными звонками", - отметил Чилингарян.
По словам эксперта, следует создать специальный фонд защиты прав потребителей. Это позволило бы организациям, специализирующимся на данной сфере, более эффективно защищать права граждан. В частности, можно будет выплачивать компенсации пострадавшим потребителям. Он посетовал на то, что сегодня, если хозяйствующий субъект допустил нарушение, и заплатил штраф, потребитель от этого ничего не выгадывает.
Чилингарян заметил, что в настоящее время в Армении та же ситуация, что и во всем мире – цены растут везде. Однако, в отличие от других стран, у нас нет субсидий, компенсационных доплат к зарплатам и т.п. Потребитель остается один на один с хозяйствующим субъектом.
Вместе с тем, он отметил такое одно "интересное", по его определению, явление, как "ползучее удорожание". Продавцы поступают хитро, еженедельно "незаметно" повышая цены "всего" на 5-10 драмов, чтобы покупатели успели привыкнуть к удорожанию. К концу месяца оказывается, что цены поднялись на 3-5%. Это приводит к тому, что за полгода цены на товары успевают подняться на 15-20%. К сожалению, с этим никто не борется, говорит руководитель Центра консультации потребителей.
Касаясь темы злоупотреблений в период повышения цен, он подчеркнул, что, в условиях рыночных отношений, цены определяет рынок. Однако не всегда понятно, на рынке один монопольный импортер или их несколько, поскольку "хитрые" монополисты дробят свою фирму на множество мелких. Получается, что импортеров множество, но на самом деле – один, который и диктует неоправданно высокую цену.
Особенно остро стоит вопрос защиты прав потребителей в сфере непродовольственных товаров.
В сфере продовольственных товаров потребитель имеет возможность обращаться в органы, отвечающие за безопасность продуктов. Соответственно, проводятся проверки на соответствие продуктов установленным требованиям. В случае выявления нарушений продавцы и производители подвергаются штрафам. А в сфере непродовольственных товаров у потребителей имеются большие проблемы. Зачастую покупатель не может обменять или вернуть товар. Отдельные недобросовестные продавцы, пользуясь лазейками в законе, отказывают потребителям, зная, что им некуда идти жаловаться, кроме судов. "А кто пойдет судиться ради десяти, двадцати или пятидесяти тысяч драмов?", – говорит Чилингарян.
Наряду с проблемами эксперт отметил и определенный прогресс, связанный с повышением осведомленности покупателей.
"За последние 15 лет потребитель стал более грамотным, серьезнее подходит к проверке качества товара и более внимателен. Покупатели пристально изучают маркировку товара, срок годности и т.п.", - сказал он.
Но все равно, во-первых, не все потребители это все проверяют, а во-вторых, при возникновении проблем все еще трудно бывает их решать, заключил эксперт.