Вместе с финансистами и программистами из Москвы в Ереван приехал и Кирилл Гребнев, который работает… волшебником (совсем как в песенке Марка Бернеса). Если вам повезет его встретить в Ереване, и он раскроет вам свой рюкзак с головоломками, произойдет чудо: вам снова станет интересно, как устроен мир (а не только что лайкают в соцсетях и когда, наконец, в отпуск).
Кирилл преподавал технологию (так сейчас называются уроки труда) в одной из московских школ, а кроме того – уже несколько лет придумывает простые и сложные головоломки для детей и взрослых. Их он создал около трех десятков, причем некоторые выпускают по лицензии японские и канадские компании.
Он жизнь учил не по учебникам
И так, и не совсем. Кирилл окончил Менделеевский университет, а параллельно ходил вольнослушателем на лекции в РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет). А в детстве он был двоечником, а в какой-то момент, еще школьником, захотел выучиться на мужского парикмахера (просто это было ему интереснее, чем теоремы и падежи). Поступив в Менделеевский университет, он сначала его бросил, но через несколько лет поступил снова, окончил с хорошей успеваемостью, параллельно прослушал курс религиоведения в РГГУ, а вскоре после этого – курс машинного обучения в одном из технических вузов.
"Если человек сам в какой-то момент натолкнулся на мысль, что знания – это то, что ему надо, тогда он готов в науке грызть и гранит, и все, что хотите, и все это ему будет в удовольствие. Вот и в школе, где я преподавал, есть внеклассные занятия. И там дети, уже в начальной школе, начинают решать простые инженерные задачи. И вот тут они видят, что математика – то не просто цифирки на доске, и она не только для того, чтобы сдачу в магазине посчитать. Тут они начинают думать: "а как же это все устроено?" Так в свое время подумал и я, просто уже взрослым", - рассказывает Кирилл.
Однажды в годы учебы он заинтересовался принципами головоломок. Решал он их месяц, другой, третий – а через полгода заметил, что начал видеть мир иначе. В любой очевидно безвыходной ситуации он чувствовал, что решение есть, причем неожиданно простое.
"Конечно, у меня нет готового доказательства, что для любой ситуации есть такое решение. Но ведь и обратного никто не доказал. А вот люди больше склонны верить второму, чем первому", - улыбается Кирилл.
Для многих головоломок можно составить доказательства невозможности решения, которые будут выглядеть абсолютно корректно. А головоломка – раз! – и решилась.
"Скептики всегда правильно представляют проблему, а открытие приходит, когда мы выходим за границы этих представлений. Так и рождаются открытия", - говорит Кирилл.
Ребенок пяти лет видит головоломку: деревянная рогатка с веревочкой, к ней привязано – кольцо. В середине, на веревке, еще одно кольцо, его нужно высвободить. А как? Вверху – рогатка, внизу – другое кольцо… Когда он видит, что можно наклонить рогатку и вывести кольцо сквозь сучок, для него это свое собственное открытие: по всем правилам было невозможно, а все же получилось.
Если решение не приходит, то можно спросить: "А расскажи, как ты это сделал?". Тогда он сам начинает задумываться: "А как я пробовал-то?". Так формируется четкость в мышлении, которой часто не хватает даже взрослым.
Так учиться или играть?
Когда Кирилл пришел преподавать в школу, он решил попробовать учить через игру. Например, ставил несколько кубиков по вертикали, а потом – по горизонтали, и спрашивал, где легче их сдвинуть с места. Так, уже в младших классах, ребенку можно показать, что такое центр тяжести (чем он выше, тем толкать труднее), точка приложения силы (почему, если толкаешь прямо, с не сверху вниз, кубики идут дальше), сила трения.
Возвращаясь к головоломкам: многие из них выводят в сложные отрасли математики. Шнурковые головоломки связаны с топологией и теорией узлов, кубик Рубика или игра в 15 – с комбинаторикой, теорией графов, теорией групп.
Когда ребенок решает головоломки, он учится сомневаться. Знания в учебнике для него – это не откровение пророков, а часть мира вокруг него. Мира, который никогда не обещал быть идеально точным и в котором всегда можно усомниться и узнать что-то новое.
"Если помните, лорд Кельвин не верил в идею самолета, говоря, что аппарат тяжелее воздуха не может летать. А самолет братьев Райт полетел. И главное, Кельвин от этого не перестал быть хорошим физиком. Просто наука не останавливается в одной точке, она жива, как сам мир", - говорит Кирилл.
А все-таки это интересно
Философия философией, а прежде всего головоломки - это увлекательные игрушки, от которых трудно оттянуть даже взрослого дядю. В Армении Кирилл хочет создать место, где бы такие "дяди" и "тети" из разных стран, с семьей или с друзьями, собирались играть. Общение начнется неизбежно. Это тоже можно проверить на эксперименте: начните играть на своем телефоне – и ваш сосед уткнется в свой телефон. Достаньте головоломку и начните ее решать - и через пять минут ваш новый знакомый узнает, как будет по-армянски "спасибо", а вы узнаете, болеет он за "Реал" или "Барселону" и как его старший сын научил младшего кататься на роликах.
Такую игротеку, или целый образовательный курорт, Кирилл хочет создать уже много лет. Лучше, если они будет на природе, можно даже в палаточном городке.
"В Москве мы с единомышленниками уже начали такой проект - музей головоломок. Но хотелось бы открыть что-то на просторе, чтобы человек как бы сам добывал знания через игру и творчество", - говорит Кирилл.
В Армении он хочет начать такой проект потому, что здесь одинаково комфортно себя чувствуют и россияне, и европейцы, и арабы (и все остальные дяди и тети, которых мы перечислили выше). Комфортно тут и из-за атмосферы, и по техническим причинам: почти никому из них не нужна виза. Ну и, наконец, здесь достаточно тепло, чтобы проект действовал несколько месяцев в году.
Где бы такой курорт ни был (а надеемся, что Кириллу помогут открыть его в Армении), там можно будет снова услышать в себе слово "интересно".