Как бы там ни было, но составить конкуренцию китайскому фарфору армянский не мог. В Китае он появился за многие столетия до европейского и это дало повод говорить: "Когда китайцы изготовляли фарфоровые шедевры, покрытые разноцветной глазурью, европейцы ели из глиняной посуды".
Сравните нашенское: "Когда армяне имели свой алфавит, другие сидели на деревьях". Похоже?
Почему вдруг вспомнились тончайшие фарфоровые тарелки, чашечки, вазы из сервантов ереванских бабушек, пользоваться которыми имели право только китайские императоры, члены их семей и приближенные особы? Вспомнилось потому что… впрочем, обо всем по порядку.
…Смотреть кино про "Титаник", находясь над Атлантикой на высоте девяти тысяч метров - не самое оптимистичное занятие, но ничего другого в переводе на русский в фильмотеке авиакомпании KLM не нашлось, а лететь было долго.
Сидевший рядом мужчина, похоже, разглядев во мне страсть ко всякого рода бедствиям, дождался окончания просмотра, протянул "Вечерний Нью-Йорк" и ткнул пальцем в заголовок: "Фарфоровый Титаник", какие загадки оставила крупнейшая морская катастрофа XIX века".
Вот оно как… Была, получается, не только драма "Титаника", а еще и китайской "Тек Син" ("Настоящая звезда") с почти двумя тысячами пассажиров-китайцев, из которых выжило совсем ничего. Пятипалубная джонка - пятьдесят метров длину и десять в ширину - отошла от китайской пристани Сямынь и взяла курс на столицу Голландской Ост-Индии Батавию (совр. Джакарта, столица Индонезии).
За чем китайцы плыли в Батавию? За хорошей жизнью. Это были эмигранты, согласные на любые неудобства за исключением, разумеется, гибели. Если в "Титанике", следовавшем из Англии в Америку, немалая часть пассажиров могла себе позволить каюты класса "Люкс" или вроде того, вкушала чай из чашечек не иначе, как китайского фарфора, то в "Тек Сине" народу набилось как сельдей в бочке, люди ютились в переполненных трюмах и спали вповалку Вот почему в небольшом и беcкомфортном "Тек Сине" погибших (более 1600 человек) оказалось больше, чем в громадном "Титанике" (около 1500).
Причина гибели "Титаника" известна. По невнимательности впередсмотрящих, корабль врезался в айсберг. Китайская джонка напоролась на рифы и это произошло из-за того, что на последнем отрезке пути капитан неожиданно сменил обычный путь на более короткий. Предполагается, что он пошел на это, желая облегчить страдания пассажиров от жажды и голода, хотя не исключена вероятность попытки избежать встречи с пиратами.
Как бы там ни было, пятого февраля 1822 года корабль на полном ходу напоролся на риф, и очень быстро пошел ко дну. До порта назначения оставалось не более трехсот километров.
По тому же курсу шло еще одно китайское судно и тоже везло эмигрантов, но подобрать всех тонущих маленькая джонка не смогла – приняла на борт всего восемнадцать человек, после чего капитан приказал следовать дальше.
А вот теперь о том, что находилось в грузовых трюмах "Тек Сина". Раз уж потонувший корабль назвали "Фарфоровым Титаником", значит, неспроста. Он на самом деле был под завязку загружен китайским фарфором. Кроме того, на борту были ценные сорта чая, шелк, бамбуковая мебель, перламутр, женьшень и мускус, а также китайские лекарства, в том числе редкое камфорное масло, которое продавалось дороже, чем соответствующее ему по весу серебро. И это еще не все. Далеко не все.
В мае 1999 года британец Майкл Хетчер, охотник за подводным сокровищами, организовал экспедицию на место катастрофы и, надо сказать, не проиграл. Со дна моря (приблизительно тридцать метров глубины) было поднято триста пятьдесят тысяч различных предметов. Вскоре они были выставлены на продажу аукционным домом Nagel.
Годом позже поиски сокровищ были продолжены. И опять, что нашли, выставили на продажу. Выручка составила четырнадцать с половиной миллионов долларов. Казалось бы…
По китайскому поверью считается, что тех кто, потревожит мертвых, постигнет неудача. Останков утонувших на месте поиска было предостаточно и предприятие в целом не окупилось. Затраты на поиск и подъем артефактов превысили расходы, компания поисковиков понесла убытки, а инвесторы спасательной операции потеряли свои деньги.
Еще один урок трагедии с "Тек Син". В 2001 году году Китай добился принятия Конвенции ЮНЕСКО "Об охране подводного культурного наследия".
Культурным наследием решено было признавать затонувшие объекты возрастом более ста лет, после чего заниматься ими можно лишь с согласия заинтересованных государств. В противном случае это расценивается как мародерство и пиратство.
Расправа с культурным наследием армян в Карабахе, пусть не затопленным, но оставленным после войны, чем не то же самое?
Правда, в марте текущего года Европарламент одобрил проект резолюции об осуждении уничтожения культурного наследия в Нагорном Карабахе, но это еще только проект, а во вторых, на глазах у всех в Нахичеване уже уничтожили восемьдесят девять армянских церквей, двадцать тысяч могил и более пяти тысяч надгробий.