"В России запрашивают большие объемы": эксперт о массовых заказах на продукты из Армении

Российская розничная торговля повсеместно ищет замену санкционным товарам, которые займут место на полках магазинов в новой реальности. Десятки таких запросов поступают и в Армению. Остается, чтобы бизнес не "проспал" свой шанс, а договаривался, причем прямо сейчас.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 21 мар – Sputnik, Арам Гарегинян. Российские дистрибьюторы и торговые сети готовы закупать большие объемы продовольственной продукции в странах, не затронутых санкциями. В поисках ставших дефицитными товаров российская сторона обращается и к посредникам в Армении.
В частности, армянские специалисты по продажам, имеющие опыт работы в России, ежедневно получают десятки таких запросов, рассказала в беседе со Sputnik Армения специалист по маркетингу и внешней торговле, соучредитель экспертного сообщества Export Armenia Анна Беклярова.
Сейчас, добавила она, российские ретейлеры интересуются не только армянскими плодоовощными консервами или натуральными соками.
Многие прямо так и пишут: "Вышлите предложения на все категории товаров, которые у вас есть".
"Ясно, что "армянский кофе" не растет в Армении, но, в конце концов, и какао для бельгийского шоколада не растет в Бельгии. Все дело в качестве переработки. А в Армении сложилась неплохая культура переработки и фасовки. Поэтому я не случайно упомянула именно эти товары. Ну, а про плодоовощные консервы я не говорю: здесь Армения может обеспечить и объемы, и качество", - добавила она.

"Нас интересуют шоколадные плитки, 3,5 тысяч в месяц. Еще батончики на 500 тыс. руб. в мес., еще чай и кофе…", - Беклярова и ее коллеги получают нескончаемый поток писем с обилием "тыс. в мес.", которые по меркам Армении просто неисчерпаемы.

Производство, а не перепродажа

У бизнеса возникают идеи и о реэкспорте того же кофе или шоколада, и к Бекляровой уже поступают запросы на эту тему. Конечно, можно заниматься перепродажей и получать посреднический доход, но наивно полагать, что никто этого не заметит: торговые потоки мониторят и Россия, и Запад. Никто не гарантирует, что такие схемы через месяц или год не прикроют. А если производишь сам, то это и надежнее (никто не придерется), и гораздо выгоднее для страны.
"Поэтому я хочу, чтобы эта история была не про реэкспорт, а про собственное производство, и стараюсь сориентировать на это наш бизнес", - добавила она.

Но есть одно "но"…

Все это возможно лишь при условии, что армянский бизнес научится языку бизнеса, заметила Беклярова. За последний день–два она опросила несколько десятков производств, но только от двух-трех смогла получить более-менее подробные прайс-листы, презентации и логистические схемы. Грамотно выстроенные схемы продаж и развития есть, но не у всех.
"Это застарелая проблема нашего бизнеса, о которой я уже устала говорить. Многие элементарно не держат отдела продаж. Они готовы вложиться в шикарный ремонт своего кабинета, в крутой джип. А взять хорошего экспорт-менеджера – это ”лишние траты". Почему-то им кажется, что закупщики будут выстраиваться перед ними в очередь. Ребята, проснитесь, мы живем в XXI веке", - говорит Беклярова.
У нескольких крупных компаний есть и такие специалисты и культура бизнеса, но и небольшие производители должны начинать грамотно работать, чтобы не упустить свой шанс, пояснила она. Нынешняя неопределенность – это тот самый момент, когда можно заявить о себе и договориться на будущее, заметила Беклярова.
Кстати, в России уже ведут переговоры более расторопные производители из других стран.

"Думал он на ходу, а ходил очень мало"

Этот афоризм советского писателя-сатирика Эмиля Кроткого подходит к нынешней ситуации. Думать на ходу (и загадывать далеко вперед) в Армении любят многие, но нужно и действовать.
Скорее всего, ни торговые сети, ни дистрибьюторы не готовы заключать сделки и даже вести переговоры о цене прямо сейчас (никто не знает, куда и как качнется рубль через месяц).
Но сейчас можно и нужно вести активные переговоры, причем не только с федеральными сетями, но и с региональными (запрос на товары из Армении поступил даже от закупщиков из Бурятии), а также с дистрибьюторами, более гибкими в переговорах, чем сети.
Наконец, в распоряжении армянского бизнеса многочисленная сеть деловых знакомств в России, которая включает и соотечественников (и в сетях, и в логистике). Они могут подсказать и то, с какими покупателями можно работать, а с какими – пока не стоит (в нынешней ситуации не все платежеспособны). Вся эта "внутренняя кухня" в распоряжении армянского бизнеса.
Просто нужно работать, а не сидеть и ждать неизвестно чего, подытожила Беклярова.