"Симфония гвардейских пушек, чтоб враг по городу не бил". История Седьмой "Ленинградской"

В Москве её премьера состоялась восемьдесят лет тому назад, 29 марта 1942 года. В Ленинграде – чуть раньше, а еще были премьеры в Лондоне, Нью-Йорке, других городах мира.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Симфония называлась "Седьмая", но больше известна как "Ленинградская". Написал ее Дмитрий Дмитриевич Шостакович, при первых исполнениях за дирижерским пультом стояли такие титаны музыки как Самуил Самосуд, Евгений Мравинский, Артуро Тосканини, Генри Вуд.
На счету Шостаковича пятнадцать симфоний, но вот эта, седьмая - особенная не только сама по себе, но и обстоятельствам, в которых писалась.
Шла война. Авиаудары люфтваффе по Ленинграду наносились и днем, и ночью. Шостаковичу то и дело приходилось спускаться в бомбоубежище, но оставаться там до отбоя он не мог. Тот случай, когда пушки говорят, но музы тоже не молчат, и еще неизвестно, кто кого пересилит. В нашем случае победили музы. Как говорил сам композитор, он "с адской скоростью сочинял симфонию" и не мог остановиться.
В книге музыковеда Левона Акопяна "Феномен Шостаковича" отмечалась "исключительно высокая скорость, с которой сочинялась симфония (она была начата 17 июля 1941 года и завершена спустя пять месяцев с небольшим), причем за это время Шостакович и его семья успели эвакуироваться из Ленинграда в Москву, а оттуда, вместе с Большим театром в Куйбышев. 27 декабря 1941 года дело было сделано.
Несколько месяцев спустя двадцатилетний летчик, лейтенант Литвинов под шквальным огнем немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты, а вместе с ними четыре нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии.
За три недели до московской премьеры симфонию исполнили в Ленинграде, но транслировали ее не только на Москву, слушали ее и в других городах. Фашисты утверждали, что блокадный Ленинград уже мертв, и вот вам, пожалуйста… Другая досада - оркестром дирижировал Карл Элиасберг, полунемец-полуеврей.
Как собрали оркестр? На первую репетицию едва стоявшего на ногах Элиасберга привезли на саночках, а когда немного оправился, выдали ему велосипед, чтобы ездил по адресам, искал музыкантов. Нашел совсем немного, пятнадцать изможденных голодом человек, собрал их и сделал невероятное. Из музыкантов с разным исполнительским опытом родился коллектив, сыгравший симфонию на мировом уровне.
Из воспоминаний кларнетиста Козлова: "Зал был полон, публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы противовоздушной обороны и похудевшие завсегдатаи филармонии".
Короли и королева армянского спорта с фирменными фамилиями
Галина Лелюхина, флейтистка: "Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, они обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый".
А вот солдат Николай Савенков. Откликнулся стихами.
"Симфонию мужества, город слушал,
Забыв о войне, и вспомнив войну...
И не знали они, что, когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над городом фронтом, как гром величаво,
Другая симфония раздалась.
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал…".
В чем сила Ленинградской симфонии? Музыковеды сходятся во мнении, что это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа.
Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему советскому народу. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
Как-то так.
… Шостакович скончался в 1975 году в Москве, в возрасте шестидесяти восьми лет. Его знали и любили все, и он тоже на этом свете многое любил. Например, Дилижанский Дом творчества композиторов, куда часто приезжал, а в 1964 году написал здесь Десятый струнный квартет.
Интересные факты об Армении и армянах
"Не надо падать раньше выстрела…": как генерал Ганиев нашел общий язык с армянами
Сын великого Мартироса Сарьяна Лазарь (Газарос) Сарьян, был учеником Шостаковича, и, приехав как-то в Дилижан, учитель навестил ученика, а Сарьян-старший написал ставший знаменитым портрет Дмитрия Шостаковича.
Сегодня в дилижанском Доме творчества композиторов один из коттеджей – именной. На стене закреплена табличка "Дмитрий Шостакович". И больше ничего. А что еще? Тот случай, когда комментарии излишни.