ЕРЕВАН, 30 мар — Sputnik, Лаура Саркисян. Армения выиграет от внедрения дорожного налога за проезд грузовых автомобилей по территории страны. Это положительно отразится на компаниях, выполняющих международные перевозки, однако станет немного накладным для частных и мелких предприятий.
Ранее министр территориального управления и инфраструктуры Гнел Саносян заявил, что правительство Армении обсуждает введение дорожного налога за проезд грузовых автомобилей по территории страны. Он сообщил, что на въезде в нашу страну один грузовик платит в среднем от 110 до 116 тысяч драмов (порядка $210-220). Изменения коснутся не только иностранных фур, въезжающих в Армению, но и зарегистрированных. В среднем за каждый километр большегрузам придется платить от 40 до 50 драмов (около 10 центов), в зависимости от веса и загрузки автомобиля.
Экспортеры и транспортники положительно оценивают намерение властей страны сделать проезд для фур платным. В то же время они указывают на необходимость отделять местных и иностранных экспортеров.
Что планируется?
Армения планировала взимать дорожную плату/налог с июля 2021 года. Инициатива была озвучена еще в августе 2020 года Министерством территориального управления и инфраструктур. Причем платить должны были как зарегистрированные, так и не зарегистрированные в Армении автомобили. Стоимость проезда за каждый километр предлагалось установить в размере 50 драмов (10 центов).
Сделать дороги платными Армении предлагала и российская сторона на встрече сопредседателей межправкомиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Арменией — российского министра транспорта Евгения Дитриха и вице-премьера Армении Мгера Григоряна в 2018 году. В частности российская сторона предложила армянской рассмотреть целесообразность внедрения системы взимания платы за пользование автомобильными дорогами в Армении, аналогичной системе "Платон".
Сейчас тема вновь стала актуальной. Предложение вновь рассматривается кабмином, дорабатывается.
Как сказал в интервью Sputnik Армения руководитель диспетчерской службы компании SPAYKA Карен Агдаян, по всей видимости, в транспортных средствах будут установлены специальные устройства, высчитывающие пройденное расстояние.
"В таком случае автоматически со счета должна взиматься сумма, пропорциональная пройденным километрам", - пояснил Агдаян.
Он положительно оценил инициативу властей, отметив, что в разных странах мира это давно практикуется. И это логично, если государство тратит деньги и прокладывает асфальт, то фура, которая фактически портит его, проезжая по нему, должна платить.
При этом он считает, что озвученный тариф - от 40 до 50 драмов (около 10 центов) за километр - достаточно высокая цена. Агдаян не исключает, что это также повлияет на стоимость перевозимого товара, особенно если речь идет о внутренних перевозках.
Агдаян считает, что необходимо грамотно подойти к вопросу и все продумать до мелочей, чтобы это негативно не отразилось на международных перевозках. Он считает, что предпочтительнее платить налоги по пройденному километражу, нежели по фиксированной цене, как в Грузии.
В каком случае будет выгодно?
Инициатива все же может быть выгодной для Армении, при условии, что страна станет транзитной. Теоретически, а в какой-то мере и практически, страна может стать мостом, связывающим Центральную Европу с Ираном, Афганистаном, Пакистаном.
Однако большое значение во всем этом имеет быстрое завершение строительства автомобильной дороги международного значения "Север-Юг".
Директор транспортно-логистической компании "Апавен" Гагик Агаджанян в интервью Sputnik Армения заявил, что компании и сегодня платят дорожный налог. Проезд по территории Армении иранским перевозчикам обходится в $300, при этом они могут находиться в нашей стране до 15 дней.
"От границы с Ираном до Еревана и обратно порядка 700 километров. Это расстояние обойдется тем же иранским водителям в $60-$70", - сказал Агаджанян.
Он считает инициативу положительной и справедливой, сколько проехал - столько и плати. В тоже время Агаджанян считает, что армянские перевозчики должны иметь преимущества. В настоящее время они также платят дорожный налог, однако в разы меньше, расчет осуществляется иными тарифами.
Специалист отмечает, что если не будет разделения местных транспортников от иностранных, то это повлияет на конкурентоспособность отечественных перевозчиков, которые и так платят налоги за пределами страны.