Станция метро "Ачапняк" - непозволительная роскошь: какие решения предлагает мэр Еревана

В беседе с корреспондентом Sputnik Армения столичный градоначальник Грачья Саркисян заверил, что, несмотря на наличие множества проблем в столице, муниципальные власти постепенно их решают.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Мэр Еревана Грачья Саркисян, уже три месяца занимающий должность градоначальника, в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказал о строительстве новой станции метро, модернизации транспортной системы, самостроях, борьбе с уличной торговлей и о многом другом. Беседовала Лилит Демурян.

Станция метро в Ачапняке – роскошь

Мэр Еревана по совместительству является членом совета Ереванского метрополитена и хорошо знаком с проблемами в этой сфере. Он отмечает, что требуется обновление действующего подвижного состава, поэтому не считает правильным тратить большую сумму на строительство новой станции.
По проектным расчетам строительство станции метро в административном районе Ачапняк обойдется примерно в 50 млн евро.
"Полагаю, что на данный момент станция Ачапняк является для нас роскошью, и финансовые средства, которые можно было бы раздобыть, я бы счел более целесообразным использовать для модернизации действующей системы",– сказал Саркисян.
У мэрии Еревана есть организации-доноры, которые готовы предоставить финансовые средства для реализации новых программ, однако, по словам Саркисяна, нужно выполнить уже начатые работы на должном уровне, и только потом двигаться дальше.
Власти Армении намерены одобрить кредит: как будет выглядеть станция метро "Ачапняк">>
С 70-80% вероятностью в конце мая, до перехода к единой платежной системе, в метрополитене будет внедрена система электронной оплаты. Она даст возможность гражданам пользоваться метро, используя банковские карты. В настоящее время проводятся консультации относительно жетонов, так как их регулярно приходится заказывать, изготавливать, тратить на это средства. Планируется сделать так, чтобы пассажиры вместо жетонов использовали обычные 100-драмовые монеты.

Три новых автобусных маршрута

В рамках реформ в сфере транспорта еще в 2021 году было приобретено 211 автобусов. Возникли небольшие проблемы с техническим обслуживанием, поэтому, как уверяет мэр, не удалось сразу приступить к их эксплуатации.
"Начали работать поэтапно. С 4 апреля будут задействованы 3 новых автобусных маршрута, после чего планируется запустить еще 3-4 маршрута в конце апреля - начале мая",– пояснил Саркисян.
Сейчас мэрией ведутся переговоры по приобретению еще ста автобусов за счет кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития, но, возможно, их будет закуплено меньше, так как цены немного выросли. Планируется в течение двух недель подписать договор, и в декабре 2022 или январе 2023 года эти сто автобусов прибудут в Ереван. Бюджетом на 2022 год предусмотрено также приобретение троллейбусов.
Мэр Еревана видит проблемы и в сфере управления общественным транспортом. Объявлен конкурс для перехода на цифровой формат, проектирующая организация уже выбрана, подготовка займет полтора-два месяца, после чего, примерно в конце сентября или начале октября, начнет работу Центр управления транспортным движением. Программы находятся в процессе разработки, на данный момент никаких затруднений нет.
По словам Саркисяна, также представлен законодательный проект, касающийся организации транспортного движения: в систему можно будет вовлечь и частные компании.
Комментируя тему единой системы билетов, он подчеркнул, что объявлен конкурс, идет обсуждение соответствия технических критериев. В столице также появятся 10 остановок нового типа.

Что с мусором?

По мнению Саркисяна, в Ереване нет проблем с вывозом мусора, однако все еще есть, над чем поработать. Мэр считает необходимым повысить качество управления компании "Уборка мусора и санитарная очистка Еревана".
"Со стороны горожан высказывается недовольство санитарной очисткой города, я и сам не доволен, но в этой сфере задействовано всего 300 сотрудников. Нужно проводить большую работу также с общественностью, поскольку если миллион жителей будут мусорить, то эти 300 сотрудников будут не в состоянии это все убрать",– подчеркнул Саркисян.
Он добавил, что на одном из ближайших заседаний Совета старейшин планируется принять на работу еще 200 дворников.

Проблема сноса самовольных построек

В Ереване продолжают возводить нелегальные постройки. Владельцы "самостроя" надеются, что если построят быстро, можно будет потом легализовать недвижимость.
"На данный момент есть незаконные постройки, с легализацией которых имеются проблемы: обмер, коррекция координат и др. Мы в мэрии детально разрабатываем программу относительно того, по какой логике будем их узаконивать. Самострои, построенные до 2021 года, можно узаконить и начать все с чистого листа. Сейчас действует закон, согласно которому незаконные постройки больше не будут легализовываться",– сообщил Саркисян.
Он также прокомментировал случаи, когда мэрия демонтирует самовольную постройку, но владельцы зданий выигрывают дела в суде. Например, недавно в Нор-Норке был снесен самострой, но владелец обратился в суд и выиграл дело.
"Суд обязал нас легализовать эту постройку, что для меня весьма непонятно. С градостроительной точки зрения это неприемлемо, нужно учитывать не только этажность здания, но и обслуживание, прилегающие сооружения, подъезды для автомобилей. К сожалению, у нас есть решение суда, которое нужно исполнять. Таких случаев несколько", - подчеркнул мэр Еревана.

Спрос на детсады

На данный момент возможности ереванских детских садов ограничены, они вмещают 30 тысяч детей. В среднем около 10-11 тысяч детей не имеют возможности ходить в детский сад.
К концу 2023 года более 60 детских садов Еревана будут капитально отремонтированы.
Саркисян коснулся также вопроса притока в Армению на фоне кризиса на Украине иностранных граждан - русских, украинцев и белорусов. Их детям тоже нужно ходить в детские сады. Однако он подчеркнул, что было бы несколько несправедливо отдавать приоритет детям иностранных граждан, учитывая, что около 11 тысяч детей граждан Армении не имеют возможности ходить в детский сад в своей же стране.
Детские сады, находящиеся в подчинении мэрии Еревана, бесплатные, ими можно пользоваться, если один из родителей прописан в Ереване.

Уличная торговля может быть урегулирована

На протяжении многих лет в столице остро стоит вопрос уличной торговли. Для решения этой проблемы, по словам Саркисяна, с точки зрения закона ереванский муниципалитет обладает целым рядом инструментов, которые, однако, оказываются неэффективными. Мэрия уже представила проект закона, который позволит урегулировать уличную торговлю.
"Часто эти люди (уличные торговцы) говорят, что зарабатывают на хлеб, содержат семью и приводят другие аргументы. Уличная торговля, в основном, осуществляется там, где большой поток людей. Думаю, государство должно применить механизмы принуждения и обеспечить соблюдение правил сосуществования",– сказал Саркисян.

В Ереване нет системного подхода к пандусам

Мэр говорит, что, несмотря на решение правительства страны, в столице нет системного подхода в плане доступности пандусов. В разрешениях на строительство отмечено требование обустройства пандусов в зданиях, однако бывают случаи, когда нет возможности внести какие-либо изменения в строительный проект.
"Каждый год мы выделяем из бюджета средства на строительство пандусов, но не всегда удается достичь цели. Например, бывает, что хозяйствующие субъекты вносят изменения, и пандусы теряют свою функцию",– отметил Саркисян.

Кадровая политика

По словам мэра, он не ставит задачи сокращения сотрудников, просто нужно сделать так, чтобы был результат.

"Считаю, что нужно ставить высокие стандарты и пытаться найти людей, которые будут им соответствовать. Мы вносим структурные изменения в мэрии, я этим занимался еще в бытность вице-мэром, то есть с 2019 года. Я внес изменения в сферу социальной защиты. Были проведены слияния отделов и инвентаризация. Сотрудники социальной сферы прошли переподготовку, поскольку лишь часть сотрудников соответствовала необходимым критериям", - подчеркнул Саркисян.

Он отметил, что не хочет работать с такими людьми, которые тратят больше времени на то, чтобы рассказать о невозможности решить проблему, чем на то, чтобы пытаться найти пути выхода из ситуации.