Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Что лучше – иметь пять крутых и дорогих беспилотников или двести недорогих, пусть и немного попроще? У второго варианта тоже могут быть свои преимущества, считает армянский авиационный инженер Арам Арутюнян. После 10 лет работы в армянском бюро российской инженерной компании "Прогресстех" он решил испытать силы на собственных проектах. Опыт набрался немалый: уже с первых лет армянским инженерам поручали проекты для "Сухого", Airbus и Boeing, причем не программное обеспечение, а самую что ни на есть механику: расчеты на статическую и динамическую прочность, усталость и живучесть конструкции (этот термин в авиастроении обозначает, насколько самолет может лететь при тех или иных разрушениях или коррозии).
В первую очередь, подчеркивает Арам, повезло с учителями и наставниками.
"Например, у нас по договору работал конструктор из ОКБ Туполева, который в свое время проектировал важнейшие узлы для Ту-160 (крупнейший в мире сверхзвуковой бомбардировщик - ред.) и пассажирские двери для Boeing 787. Около года с нами работал специалист из Украины из ОКБ Антонова, который был главным инженерном по прочности для самолета Ан-124 "Руслан". Вот такую школу прошли я и мои коллеги прежде чем решились открыть свой проект", - говорит Арам.
Один из инженеров, работающих сейчас в компании, успел поработать в московском офисе Airbus. Многие работы по металлу он выполняет на токарном станке сам (без этого инженер – не инженер).
Простейшей инфраструктуры до сих пор нет
В Армении, конечно, не строят магистральных самолетов – здесь задачи совсем другие. Поэтому, создав свою компанию AirWorker, Арам и его товарищи пошли по пути максимально низкой цены и простоты в эксплуатации. Две таких модели беспилотников он представит на выставке оборонных технологий ArmHighTech, которая стартует в Ереване 31 марта. Один из аппаратов – разведывательный, второй – ударный (на выставке покажут его макет и видео).
БПЛА, созданные армянской компанией AirWorker
© Photo : AirWorker
"Аппарат в сложенном состоянии находится в малогабаритном контейнере. Прямо из него он взлетает и в полете раскрывает крылья. С собой он может нести неплохое количество полезного груза", - добавил Арутюнян.
Первый из двух беспилотников запускается ручным броском (как известный американский Raven RQ 11), а стабилизатор и крыло у него крепится к фюзеляжу непосредственно перед стартом. Посадку он совершает на парашюте.
"Последняя модификация может оставаться в небе около полутора часов. Недавно мы решили испытать ее при ветре более 10 м/с и снеге, и смогли поднять ее на 3 тысячи метров и благополучно посадить", - отмечает Арутюнян.
Этот беспилотник можно использовать и для гражданской аэрофотосъемки (например, для нужд МЧС или сельского хозяйства). На себе он может нести камеру весом до 350 граммов. По максимальной высоте и времени полета он уже превосходит первые модели Bayraktar mini (но у нее уже появились усовершенствования). Но нужно быть реалистом, а инженеру - тем более, напоминает Арам.
БПЛА, созданные армянской компанией AirWorker
© Photo : AirWorker
"На последней выставке беспилотных технологий UMEX в Абу Даби Турция представила свои беспилотники, в том числе Bayraktar TB2. Достаточно просто взглянуть на них, чтобы понять, что это иной класс вооружений. Поэтому не надо впадать в эйфорию, надо работать", - добавил он.
При этом, добавил он, созданная ими модель очень недорогая и легкая, поэтому может использоваться и при массовых действиях.
"Поэтому, когда меня спрашивают: "А если его засекут на радарах?", я отвечаю: "Ну и пускай". Он намного дешевле, чем беспилотник или снаряд, которые могут его сбить", - добавил Арам.
Достижения этой и других армянских инженерных команд впечатляют тем больше, что в Армении до сих пор нет профессиональной инженерной лаборатории для авиапрома. Нет даже профессиональной аэродинамической трубы. Остается надеяться, что в ближайшее время она будет создана. Конечно, говорят, что многие испытания теперь можно заменить виртуальным моделированием. Но…
БПЛА, созданные армянской компанией AirWorker
© Photo : AirWorker
"Один из конструкторов с именем, который работал у нас, полушутя-полусерьезно говорил нам: "Когда мы хотели обмануть заказчика, мы показывали расчеты, а если нужно было самим узнать результат – делали испытания", - улыбаясь, вспоминает Арам.
И снова об учителях
Первым учителем Арама был его дед. Родом из села Арагац близ Апарана, Альберт Арутюнян после Великой Отечественной поступил в Военно-инженерную академию имени Жуковского. Позже в звании полковника был главным инженером по авиационному вооружению Северо-Кавказского военного округа.
"Дед нам на бумажных самолетиках показывал, как они по-разному летят, если по-разному сложить закрылки или рули направления и высоты. На наших самолетиках все это было", - улыбается Арам.
Теперь у него самого есть ученики. Начинали они в школьных инженерных лабораториях ANEL Политехнического университета, а во время войны 2020 года, уже студентами, приходили в мастерскую компании помогать в работе. Теперь они - неотъемлемая часть коллектива.
Софт софтом, а сопромат - сопроматом
Программисты пишут код (что, конечно, очень важно), но беспилотники все-таки не делают. Для этого нужны инженеры и конструкторы. Только в эту специальность мало кто идет. Зачем четыре года учить сопромат и аэродинамику, если можно за год выучить язык программирования и начать зарабатывать?
"Конечно, очень важно заинтересовать детей не только ИТ, но и инженерией. Но мы подходим и с другого конца, чем конкурентнее будут наши модели, чем больше будет доходов, тем привлекательнее будет наша профессия", - добавил он.
Конкурентных преимуществ, добавил он, намного больше, чем кажется. Прежде всего, местный разработчик наладит обслуживание своих моделей гораздо легче и дешевле, чем зарубежный (особенно при нынешних пост-ковидных ценах на перевозку). Кроме того, нужно работать сообща с коллегами: инженерных предприятий становится все больше, каждая сильна в чем-то своем, поэтому совместные решения сейчас будут сильнее, чем 10 или даже пять лет назад, отмечает Арам.
БПЛА, созданные армянской компанией AirWorker
© Photo : AirWorker
Доказательство тому – положительные и многообещающие результаты испытаний систем управления БПЛА, которые проводятся в сотрудничестве с другими компаниями отрасли, в том числе с Improvis Aerospace and Defense, которая занимается системами искусственного интеллекта. На выставке ArmHighTech они будут представлены в общем павильоне.