ЕРЕВАН, 1 апр – Sputnik, Нелли Даниелян. В ЮНЕСКО не будут обсуждать регистрацию азербайджанского псевдодудука – балабана. Об этом в беседе с корреспондентом
Sputnik Армения сообщила главный специалист департамента культурного наследия и народных ремесел Министерства образования и науки Армении Наира Киличян.
В апреле 2020 года Азербайджан совместно с Турцией представил заявку на регистрацию балабана как турецко-азербайджанского культурного элемента и общечеловеческого достояния. При этом в Азербайджане балабан также называют дюдюк. Между тем наши соседи любят выдавать армянский дудук за свой.
Совместная турецко-азербайджанская заявка уже выпадала из повестки 17–го заседания межправительственного комитета по сохранению нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2021 году. Она также не включена в повестку 18–го заседания, намеченного на 2022 год, о чем свидетельствует справка, опубликованная на официальном
сайте Международной организации.
Зато на заседании этого года будут рассмотрены 4 другие заявки от Азербайджана: совместная заявка от Турции и Азербайджана о традиционном чаепитии, совместная заявка Азербайджана, Турции, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана об анекдотах про моллу Насреддина, совместная заявка Азербайджана, Турции, Ирана, Афганистана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана о шелководстве и заявка Азербайджана о ремесле канатоходцев.
Что касается последнего, то канатоходство как народный танцевальный, обрядовый танец еще в 2011 году был зарегистрирован армянскими властями в списке ценностей нематериального культурного наследия Армении, нуждающихся в немедленной защите.
Однако за прошедшие 11 лет Армения не обращалась в ЮНЕСКО с заявкой на международное признание канатоходства.
Согласно справке, прикрепленной к списку, его корни уходят в языческий культовый театр. Впоследствии эта традиция, связанная с языческим культом, была адаптирована к христианству. По преданию, певцы, гусаны и канатоходцы средневековой Армении были паломниками монастыря Сурб Карапет в Муше. Первое свидетельство о канатоходстве в армянской летописях встречается у армянского философа Давида Анахта.
В связи с социально-экономической и культурной ситуацией, сложившейся в первые годы независимости республики, канатоходство потеряло свое значение и оказалось на грани забвения. Сейчас канатоходцев можно изредка встретить в Котайкской, Гегаркуникской, Арагацотнской областях Армении, а также в старых кварталах Еревана.
На наш вопрос, не проигрывает ли Армения Азербайджану в вопросах культурного признания, Киличян ответила отрицательно.
Отметим, что в Государственный список нематериального культурного наследия Армении на сегодняшний день включен 51 объект (армянские песни и танцы, блюда, различные проявления народного театра и др.).
Семь из них зарегистрированы в ЮНЕСКО: дудук, армянские хачкары, эпос "Сасна црер", лаваш, паломничество в храм святого Фаддея, "Кочари" и армянская каллиграфия.