ЕРЕВАН, 2 апр — Sputnik, Лаура Саркисян. Иран заинтересован в развитии сотрудничества с Арменией в сфере автомобильной промышленности. Ереван - удобная площадка для выхода иранских автомобилей на рынок ЕАЭС, а также придания нового дыхания иранскому машиностроению.
За последние полгода иранские чиновники уже во второй раз подчеркивают возможности развития двусторонних контактов в сфере автомобилестроения. На днях заместитель главы торговой палаты Ирана Мохаммад Карбаси заявил, что обе страны нацелены на развитие сотрудничества. Он подчеркнул, что Ереван уже выразил желание инвестировать в иранский автопром, и это хороший шанс для экспорта автомобилей и других товаров через Армению в Европу и Евразию. Он призвал воспользоваться тем, что Армения - единственная страна ЕАЭС, которая имеет сухопутную границу с Ираном.
Дело в том, что машины иранского производства, мягко говоря, не славятся своим качеством и востребованностью. Так, пару лет назад Ирак прекратил импорт иранских автомобилей по причине их "несоответствия международным стандартам". Кроме того, иранский экспорт ограничен экономическими санкциями США.
Как Армения и Иран наладят сотрудничество?
Иран заинтересован в поднятии статуса своего автопрома и расширении экспорта. Армения в этом контексте - удобный вариант в случае, если сборка автомобилей совместного производства будет осуществляться в нашей стране.
Опыт кооперации в этой сфере у Ирана уже есть с Азербайджаном. В 2018 году крупнейшая иранская автомобилестроительная компания Iran Khodro и азербайджанская AzEuroCar на заводе "Азермаш" начали работы по выпуску автомобилей марки Khodro Dena под брендом Khazar. За весь период было произведено порядка 4 тысяч автомобилей. Доля Ирана в производстве доходит до 25%, Азербайджана - порядка 75%.
Теоретически сотрудничество с Арменией может осуществляться по аналогичной схеме. Представитель торгово-промышленной палаты Армении в Иране Реза Нафези в интервью Sputnik Армения отметил, что иранская сторона может поставлять детали, а собственно сборка происходить в Армении.
"Есть несколько вариантов: либо в Армению будут экспортироваться крупные части автомобилей и на месте собираться, либо только мелкие детали из Ирана, которые там продаются по бюджетным ценам", - сказал он.
Нафези считает преждевременным делать какие-либо выводы, так как все это еще на уровне намерений и заявлений. По его словам, четкие ответы можно будет дать после практических шагов. Специалист уверен, что от кооперации выиграют обе стороны, Тегеран сможет выйти на рынок ЕАЭС, а в Ереване откроется еще одно предприятие.
По мнению члена партии "Процветающая Армения", экс-депутата Микаэла Мелкумяна, у стран есть большие возможности по части сотрудничества в области автомобилестроения. В разговоре со Sputnik Армения он отметил, что Иран сможет экспортировать автомобили из Армении в ЕАЭС по выгодным ставкам.
Он напомнил, что в Ереване были даже такси иранского производства, еще в то время, когда в стране только формировался таксопарк. Иранские машины были очень дешевыми, поэтому их закупали армянские службы.
"Опыт сотрудничества уже есть. Сейчас качество автомобилей должно быть лучше. Если стороны договорятся о производстве электромобилей, то это будет выгодно всем", - сказал Мелкумян.
Он считает, что важным шагом на этом пути станет имплементация свободной экономической зоны "Мегри". Это своеобразные ворота на юго-восток, и прежде всего - на Иран, не только для Армении, но и для всех стран ЕАЭС. Кроме того, в этой экономической зоне предприниматели фактически освобождаются от всех налогов, кроме подоходного.