Мецаморская АЭС и Севано-Разданский каскад ГЭС – самые дешевые в Армении источники электроэнергии. Но сколько еще они останутся дешевыми? Теперь, чтобы дать станциям возможность дополнительной выручки, их хотят вывести на свободный рынок торгов электроэнергии (для малых ГЭС он заработал с 1 февраля, а для Севан-Раздана и АЭС должен вступить в силу с февраля 2023-го). Сейчас они вырабатывают самую дешевую электроэнергию в стране, но в их тарифы не включены все расходы на ремонт и строительство, которые рано или поздно потребуются.
К примеру, на Севано-Разданском каскаде есть оборудование, которое не менялось 50 и более лет (конечно, с 30-х и 50-х годов, когда строились станции, многое поменяли и обновили, но что-то осталось и старым). А любой ремонт так или иначе "садится" в цену на электричество – больше некуда.
Обманчивая легкость
На этом графике видно, как начала расти цена на электричество Севано-Разданского каскада и АЭС, когда там начались программы по модернизации.
В 2013 году началась программа по модернизации Севано-Разданского каскада. На атомной станции ремонт начался в 2017-м, но до этого станция начала вставать на более длительные сроки ремонта, поэтому электричества генерировалось меньше, а значит – оно становилось дороже.
На этот тарифный сезон (февраль 2022 – январь 2023) в стоимость электроэнергии и той, и другой станции включены ремонтные расходы. У Севано-Разданского каскада их доля в общих затратах составляет 20%, у АЭС – 70%. Но и там, и там этого недостаточно. На каскаде ГЭС нуждаются в ремонте большое число турбогенераторов (на семи станциях каскада их около 20), а также 65 километров деривационных каналов и тоннелей (по которым вода течет на турбины). В ходе программы по модернизации, начатой в 2013-м, они были отремонтированы далеко не полностью. Что же касается АЭС, то рано или поздно придется строить новую станцию.
Здесь нужно сделать оговорку: конечно, производительность после ремонта растет, и эти затраты окупают себя. Но так или иначе, любые расходы, будь то нынешние или будущие, должны включаться в тариф. А этого годами не делалось. Поэтому в 2000-е годы тарифы каскадов ГЭС (Севано-Разданского и Воротанского) и Армянской АЭС были обманчиво низкими. "Обманчиво" – потому, что рано или поздно деньги на ремонт нужно было искать.
Один из владельцев грузоперевозочных компаний, ныне покойный, несколько лет назад рассказал автору такую историю:
“В какой-то момент на рынке появились новые компании, начали сбивать цены. Приходят к клиенту и говорят: “Амбарцумян с вас берет тысячу долларов за фуру, я довезу за 400”. Думали, что только в горючем расход, а остальное мы накручиваем. Отвезли раз, другой, а потом видят, что и покрышки надо менять, и мотор чинить… Кто ж за них чинить-то будет?”.
Примерно то же самое происходит сейчас с Севано-Разданским каскадом и АЭС. Да, у АЭС на графике 70% - это ремонтные расходы. Но ведь нужно будет и строить новую станцию, рано или поздно. Пусть она прослужит до 2036 года, пусть даже еще дольше (кто же против!). Но ведь когда-нибудь "час икс" придет, и нужно будет строить новую станцию. Можно думать, у кого потом попросить кредит (и как потом выплачивать проценты), а можно копить деньги уже сейчас (открыть накопительный счет для будущего строительства, почему бы и нет).
Инвестор умеет считать
Когда американская Contour Global приватизировала Воротанский каскад ГЭС, а итальянская Renco и немецкая Siemens строили новую ТЭЦ в Ереване, они заранее оговорили, что государство закупает всю их электроэнергию по заранее зафиксированному тарифу. Инвестор не станет (да и не должен) думать, что будет, если "из-за него" вырастут цены на электричество. Ему нужно возвращать вложенные деньги и оплачивать взятые кредиты. Contour Global, например, взяла 195 млн евро займов на масштабный ремонт. Для сравнения, Севано-Разданский каскад взял на ремонт в три раза меньше - 66 млн долларов, при том, что построен намного раньше, а значит, и в ремонте нуждается сильнее (его строили с середины 30-х по начало 60-х годов, а Воротанский каскад – с конца 60-х до конца 80-х).
Сейчас средства на ремонт Севано-Раздана и строительство новой АЭС не "загружаются" в тариф, поэтому он и легкий. Но эта легкость, как мы уже говорили, обманчива, потому что временна.
Либерализация рынка
В рамках программы по либерализации рынка электроэнергии, всю генерацию дешевых станций выводить на рынок не станут, чтобы ее не скупили крупные игроки (например, рудники). Большую часть их генерации оставят домашним хозяйствам (для которых тарифы останутся не рыночными), но излишек производства они смогут выставить на рынок и продать дороже. Теперь станции, регулятор (комиссия по регулированию общественных услуг) и правительство (Министерство территориального управления и инфраструктур) обсуждают, сколько будет этого излишка и как станции смогут расходовать выручку от него.