В Ереване по приглашению Россотрудничества побывал декан факультета международных отношений МГИМО, кандидат политических наук Андрей Сушенцов, который также является программным директором международного дискуссионного клуба "Валдай". Он провёл в встречи с армянским экспертным сообществом и рассказал, как выстраивается внешняя политика России в контексте украинского кризиса. Своими впечатлениями от общения с армянскими коллегами российский эксперт поделился со Sputnik Армения.
Армения и мир
От дискуссий в Ереване осталось впечатление, что армянские коллеги представляют элиту небольшого европейского государства, у которого нет угроз безопасности. Было ощущение, что мы общаемся где-то в Сан-Марино или Брюсселе. На вопрос, кто является главным внешним партнёром, поддерживающим жизнеспособность Армении, следовали расплывчатые ответы в духе, что мир сложный, надо ориентироваться и на Запад, и на Восток.
Но логика армяно-российских отношений не должна напоминать американо-бельгийские. Очевидно, что это американо-израильский формат. Армения, как и Израиль находится в очень сложной международной среде. В Израиле жёсткие проамериканские настроения. Есть ли в Армении такой же настрой по отношению к России? Мир на Южном Кавказе - долгосрочная цель Кремля. Москва привержена своим союзническим обязательствам перед Арменией и ожидает такой же категоричности от Армении.
По крайней мере, в публичной плоскости из дружественного Еревана должны раздаваться не двусмысленные, а ярко выраженные заявления о том, что делает Россия. Если использовать метафору для Армении и Израиля, то Соединённые Штаты одновременно продают оружие Тель-Авиву и арабским странам.
При этом в Израиле не слышны упрёки в адрес США. Там люди совершенно ясно понимают систему координат. Во время конфликтов, именно израильтяне, а не американцы нанесли поражения всем своим соседям. В Израиле присутствует глубокая мотивация, когда речь идёт о защите собственных интересов.
В армию призываются и юноши, и девушки. У них нет парадных кителей. В израильской армии военная форма только двух образцов – военного и межвоенного времени. Там есть группа людей – зелоты. Они строят поселения на территориях, которые государство не может защищать. Это вызывает уважение. Они не просят у США вмешаться и разбить всех соседей.
Соединённые Штаты, разумеется, поддерживают Израиль разведданными, военно-техническими средствами, тренируют их армию, но в тоже время местный ВПК производит совершенные системы ПВО, дроны, разведкомплексы, киберинфраструктуру. Их вооружённые силы передовые на Ближнем Востоке и это заставляет с ними считаться.
А какие современные системы вооружения Армения получила из США? Были только громкие заверения. Разве во время войны 2020 года Вашингтон как-то повлиял на Турцию или Азербайджан? Турки члены НАТО и они обстоятельно информировали США о всех своих шагах.
В конечном счёте, если сравнивать отношения России с Арменией и США с Израилем, то в Ереване мне часто приходится слышать: мы союзники, но у нас многовекторная политика. Мы поддерживаем отношения и с Францией, и с США. Они члены Минской группы, у нас там большие общины, наши соотечественники влияют на политические процессы. Но это влияние наглядно выразилось осенью 2020-го года в раскрашенных в цвета армянского флага зданиях мэрий, аватарки в соцсетях, в призывах и осуждениях. Было ли ещё что-то кроме этого? Разве кто-то поставлял разведданные, военную технику, проводил учения с пусками ракет на границе с Азербайджаном и демонстрировал готовность вмешаться?
Россия и Запад
В мире происходит крупнейший кризис, который будет формировать будущее европейской безопасности и будущее России. Напряжение последовательно нагнеталось последние 30 лет и у этого кризиса есть два главных пласта: отношения Россия - Запад и отношения Россия - Украина.
Логика отношений с Западом все эти годы была довольно линейная. Запад постоянно давил, приближая военную инфраструктуру к российским границам. В ответ на российские возражения говорилось, что "это естественный процесс и ваши возражения мы можем игнорировать".
Известен факт обмена мнениями президента США Буша и Владимира Путина по плану размещения системы противоракетной обороны в Европе, когда Буш говорил, что она нацелена против Ирана, а Путин возражал и призывал посмотреть на карту, где зона локации ПРО почему-то расположена у российских границ, а не на Ближнем Востоке. Буш тогда устал обсуждать эту тему и ответил короткой формулой из трёх частей: "Владимир, мы не враги, поэтому делайте, что хотите, и мы будем делать, что хотим". Слова "мы не враги" означало, что США намеренно не будут нарушать российские интересы, но если выйдет так, что они всё же будут задеты, то "извините, мы ничего плохого не имели ввиду".
Фраза "делайте, что хотите" означала уверенность Вашингтона в том, что любые инициативы Москвы интересам США не повредят. Баланс сил таков, что Россия существенно слабее и Запад будет делать, что хочет. У Москвы нет права вето на любые шаги северо-атлантического альянса. Такова логика американских действий.
С этим Россия никогда не была согласна. Дело в том, что американцы продвигают свои интересы далеко не мирными средствами. Там, где у них возникают проблемы, они не стесняются использовать силу. Это сильно беспокоит те страны, которые стремятся к автономности во внешней политике. Американские дипломаты в какой-то момент стали справедливо замечать, что Москва всё более раздражена и готова резко ответить, в том числе и разрывом отношений.
Американская тактика – плохие новости по частям, работала до определённого времени. Москва проглатывала многое. Но когда силы коллективного Запада уже вплотную приблизились к российским границам и стали затрагивать жизненные интересы, которыми Россия не может пожертвовать, то это сжало пружину до такой степени, что она сейчас сильно разжимается.
Россия и Украина
Второй пласт кризиса - это Украина. Для России политика по отношению Украины не вполне внешняя, так как связи между странами лишь отчасти являются международными. Россия и Украина две близкие и очень родственные страны. Когда отбирают храмы у священников РПЦ, запрещают деятельность партий, убивают оппозиционеров, то это сразу же становится федеральной новостью в России. Любой российский политик может заявить, что Кремль недостаточно защищает своих соотечественников.
Происходящее на Украине – отложенная гражданская война. Основанием для неё стало то, что во внутренней украинской дискуссии победили западники, представители галицийского консенсуса. Они стали форматировать страну под единый западный стандарт со своим пантеоном героев, воевавших в Великую Отечественную войну против СССР. С поражением прав русского языка, с навязыванием западно-украинской идентичности на всю территорию страны.
А в момент, когда убивают русских, Россия не может стоять в стороне. Она вынуждена защищать их интересы. Украину нельзя недооценивать. Это второе государство по величине в Европе с населением 44 миллиона человек. Вооружённые Силы насчитывают 220-240 тыс. штыков, не считая подразделений МВД, пограничников и других специальных служб. Это четверть численности ВС РФ. Украинская армия хорошо экипирована и очень боеспособна. До начала российской специальной военной операции у неё насчитывалось до двух с половиной тысячи танков и тяжёлой бронированной техники. Фактически после России и Турции у Украины была третья по численности армия в Европе. Страна была густо нашпигована вооружениями, которые поставляли западники. Тридцать тысяч бойцов прошли подготовку инструкторами НАТО.
Политическое руководство Украины постоянно обозначало цель - развить собственную ракетную программу. Логика этого процесса состояла в том, что Киев мог создать грязную атомную бомбу. Для Запада, конечно, очень комфортно иметь такой хороший инструмент для фокусирования российского внимания на ближайшем соседе - раздражителе.
Но в критический момент Украина осталась один на один с вызовами. Были лишь ничтожные меры поддержки. Это вскрыло логику западной политики – дёшево, не беря обязательств перед Украиной, вооружить её, подтолкнуть и попытаться заставить Россию глубоко и надолго увязнуть в выяснении отношений с Киевом.
Сейчас в ходе переговорного процесса видно, что Британия и США откровенно играют на затягивание этого конфликта. Им интересно, чтобы Россия потратила как можно больше ресурсов и испортила отношения с Европой. Они-то понимают, что по итогам этого кризиса США с Россией всё равно будут обсуждать европейскую безопасность, её новую структуру. По сути это делается сейчас за счёт Украины.
Полную версию видеозаписи интервью можно посмотреть здесь.