ЕРЕВАН, 8 апр — Sputnik, Ашот Сафарян. Туманные перспективы дальнейшего существования "тройки" сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а если точнее, конец этого формата вызывают множество вопросов о дальнейшем переговорном процессе по Карабаху и его судьбе в целом. Конфронтация России и Запада из-за Украины, как можно было ожидать, привносит свои коррективы, причем весьма серьезные в качество и ход переговоров.
Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров на совместном брифинге с армянским коллегой в Москве заявил, что не знает, какова дальнейшая судьба "тройки" сопредседателей МГ ОБСЕ. Причина такой неясности – в позиции США и Франции. По словам российского министра, Вашингтон и Париж в русофобском угаре заявили, что не будут общаться с Москвой в этом формате. Он подчеркнул, что Россия считает такой подход безответственным, но Москву он не выбьет из колеи.
Первые признаки разлада между странами-посредниками наметились в коммюнике главы Европейского совета Шарля Мишеля по итогам переговоров с лидерами Армении и Азербайджана в Брюсселе. В итоговом заявлении еврочиновника не было и намека на роль России в переговорах между Ереваном и Баку, на что обратил внимание и Лавров. Российский министр не скрыл своей обеспокоенности попытками ЕС вытеснить Москву из процесса. Теоретически Москва может перевернуть доску в любой момент – признать независимость Арцаха или присоединить его к себе; изменить нынешний статус-кво в Арцахе руками Армении, вооружив ее, оснастив всеми необходимыми средствами и т.д.
По мнению политолога Норайра Дунамаляна, Минский формат изрядно потерял свою актуальность после 44-дневной войны, когда основные решения и договоренности начали достигаться в формате лидеров Армении, России и Азербайджана. Сейчас, когда очевидно, что Запад из-за Украины не хочет работать с Россией на карабахском треке и параллельно ведет свою собственную игру, можно говорить о "конфликте форматов".
"Понятно, что многолетний консенсус великих держав в карабахском вопросе нарушен. И каждый глобальный игрок теперь пытается продвигать свои интересы. В этих условиях сами стороны конфликта могут сыграть на конфликте интересов глобальных акторов, извлечь из него какие-то дивиденды и возможности для себя. Правда, возможностей сделать это у Армении меньше, чем у Азербайджана", - сказал Дунамалян в интервью Sputnik Армения.
Для Армении может возникнуть крайне опасная ситуация, если один из центров силы займет доминирующие позиции и потребует от Еревана сделать четкий геополитический выбор, полагает Дунамалян. В случае с Азербайджаном необходимость выбора не столь очевидна из-за наличия у него энергоресурсов, транспортных, коридорных возможностей и т.д. Баку продолжит использовать имеющиеся рычаги для сохранения баланса между державами.
Дунамалян затруднился сказать, что предпримет Россия в регионе для изменения правил игры в свою пользу, если процессы станут развиваться не по лекалам Москвы. Все обсуждаемые сценарии, в том числе коренной пересмотр статус-кво в Карабахе, выглядят весьма маловероятными в первую очередь из-за событий на Украине. Южный Кавказ пока рассматривается всеми как стратегическая периферия, ситуация в этом регионе используется как вспомогательный инструмент для решения задач на других политических площадках, а не как приоритетное направление. Именно поэтому перед Россией, как минимум сейчас, не стоит задача признать независимость Нагорного Карабаха. Пока нет причин, нет предпосылок, в силу которых Россия может пойти на такое решение. С точки зрения эксперта, в ближайшей перспективе Москва скорее будет заинтересована в стабильной обстановке, нежели в коренном пересмотре региональной конъюнктуры.