Русский дом в Ереване (Россотрудничество в Армении) совместно с Институтом востоковедения РАУ, изучив документальную и мемуарную литературу, предоставленную шестью архивными ведомствами Армении и России, собрали информацию о пятидесяти объектах и уникальных фактах исторического наследия русско-персидских и русско-турецких войн двух прошлых столетий.
Могилы героев и дочери генерала Бебутова
Среди малоизвестных, но памятных мест, есть, например, могила дочери видного русского военачальника, князя Василия Бебутова. Герой кавказских походов и Крымской войны был награждён практически всеми российскими орденами того времени. В 1830 году он был назначен начальником отвоеванной у турок Армянской области. Василий Бебутов был женат на Марии Соломоновне, урожденной княгине Аргутинской - Долгорукой. У него было двое сыновей – Иосиф и Николай. А вот его дочь Наталья, которая родилась 29 июня 1832 года, умерла, прожив чуть больше года. Ее могила находится в ереванском районе Канакер, в церкви Святого Акоба. Дочь Бебутова была крещена в этом храме и под его сводами нашла свое вечное упокоение...
Много интересных свидетельств таит и красивый армянский туристический городок Дилижан.
В земле Дилижана нашли свой последний приют два героя: Евгений Вышинский (13.09.1873 — 30.09. 1918) и Дмитрий Томич (1858—1907).
Генерал-лейтенант, командир 13-го лейб-Гренадерского Эриванского Царя Михаила Феодоровича полка, Георгиевский кавалер Евгений Вышинский по специальности был военным востоковедом, занимался изучением Закавказья и Турции. Родился в Сувалкской губернии, с 1900 года в чине в штабс-капитана служил в Кавказском военном округе. Он быстро рос по службе, выполнял различные важные поручения, был секретарем Российского консульства в Эрзеруме (до 9 мая 1914). Спустя год его назначили командиром 13-го Лейб-гренадерского Эриванского полка, а 9 июня 1917 года - начальником штаба Кавказской армии. Входил в комиссию по переговорам с турками о перемирии 1 декабря 1917 года в Эрзинджане. В марте 1918 года генерал Вышинский возглавил штаб Отдельного Армянского корпуса. Скончался в армянском городе Дилижане, где и похоронен во дворе православной церкви. Церковь и могила разрушены вследствие схода оползня в середине ХХ века.
А вот второй военачальник, похороненный в Дилижане - Дмитрий Стоянович Томич (1858—1907) был участником боев за освобождение Карса и Ардагана во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Начальником дилижанского гарнизона он стал после той войны и в конце XIX века окончательно обосновался в этом армянском городке, где женился на русской девушке Лиде. В браке у них родилось 10 детей, 3 сына и 7 дочерей.
Одна ночь Грибоедова...
О том, что первая постановка бессмертной комедии "Горе от ума" в присутствии самого Грибоедова состоялась в Армении, в Эриванской крепости, знают многие.
А вот о том, что в одном из прекрасных храмов Армении - монастыре Святой Гаяне в Эчмиадзин Грибоедов провел одну ночь вместе с женой Ниной, известно не каждому.
Этот малоизвестный эпизод из жизни Грибоедова связан со строением XIX века, которое находится на территории монастыря. Предположительно – это сторожевая башня или постоялый двор, над арочным входом которого выбит герб Российской империи.
Именно здесь, по свидетельству Б. Изюмского, провел одну ночь Александр Грибоедов вместе с Ниной, следуя из Тифлиса в Тавриз. Изюмский об этом пишет в книге "Спутник мой незримый" (М.: Молодая гвардия, 1981). "При въезде Грибоедова в Эчмиадзин все обитатели монастыря святой Гаяне вышли его встречать. Звонили колокола, покачивались хоругви и кадильницы, торжественно пели иноки". Грибоедова встречал патриарх Ефрем. "Монастырская высокая стена, своими круглыми башнями схожая с крепостной, многоугольные купола мрачной церкви, молчаливые монахи в черных рясах и островерхих клобуках – все уволило куда-то в далекое средневековье…" Александр Сергеевич приказал казачьему отряду разбить палатки за монастырской стеной. Сам же со свитой, слугами и родственниками устроился в каменном доме на территории монастыря.
Символ особой чести и пристав Амбарцум
Среди многочисленных памятников, свидетельствующих о воинском братстве армян и русских, особняком выделяется мемориал Холм Чести в городе Гюмри (бывший Ленинакан, а ранее Александрополь). Это легендарное место, где захоронено 156 младших и старших офицеров русской армии, прах генералов Ковалевского, Граббе, Челокаева, князя Гагарина, павших в ходе русско-турецких войн на Кавказе в 1853 -1856 и 1877-1878 годах, а также военврачи и другие достойные граждане города. Мемориал был создан в 1855 году по приказу Главнокомандующего Кавказским корпусом генерал-лейтенанта Н.Н.Муравьева-Карсского в увековечивание памяти русских героев, с честью сложивших голову во время второго освобождения Карса. В том же году, рядом с кладбищем, как место отпевания погибших, была построена русская православная часовня Святого Архистратига Михаила, которая стоит по сей день.
Амбарцум Мсрян (пристав Амбарцум) похороненный на Холме Чести в Гюмри
© Photo : Из личного архива Алины Оксузян
В 1956-1975 гг. кладбище подверглось разрушению, памятники и надгробия были уничтожены, а в его центре было построено здание детского профилактория, в котором после Спитакского землетрясения проживало 12 семей. Но вот спустя долгие годы, колесо истории, сделав большой круг, пришло к закономерному итогу - 20 августа 2010 года в присутствии президентов Армении и России состоялось торжественное открытие воссозданного и благоустроенного Холма Чести, а также отреставрированной часовни. На мемориальном комплексе был установлен памятник "Героям Карса" скульптора Юрия Минасяна. Этот памятник заслуживает особого внимания, поскольку является несколько видоизмененной копией монумента Б.Микешина "Павшим при взятии крепости Карс", установленного в Карсе в 1910 году в память о погибших при трех штурмах цитадели в ходе русско-турецких войн XIX века. После взятия турками Карсской области в 1919 году этот памятник был взорван.
И еще один очень интересный факт, о котором Sputnik Армения поведала преподаватель с почти полувековым стажем, пенсионерка Алина Оксузян. Она поделилась своими воспоминаниями о Холме Чести, где был похоронен ее дед Амбарцум Мсрян. О нем она узнала от своей бабушки Ашхен, которая часто рассказывала о муже.
"Красавец мужчина, высокообразованный русскоязычный юрист, которого все знали в Александрополе, уважали и звали не иначе, как "пристав Амбарцум". Его убили в 1917 году во время одной из облав на преступников, когда моей маме Перчануш Мсрян было три года. По специальному распоряжению властей деда похоронили на Холме Чести, как особо отличившегося.
В знак беспорочной службы, больших заслуг и особой чести, которой не каждый удостаивался. Иначе он нашел бы свой последний приют, как и все простые граждане, на обыкновенном кладбище. Ну а моя бабушка Ашхен, оставшись вдовой, зарабатывала на кусок хлеба уроками кройки и шитья для детей, спасшихся от Геноцида",- рассказала Алина Оксузян.
Для Алины Оксузян эта история является и ее болью, поскольку после 70-х годов прошлого века ее семье пришлось пережить очень много трагических событий, которые не позволили следить за судьбой дедушкиной могилы.
Вряд ли могила Амбарцума Мсряна сохранилась, но этот человек, по словам внучки, был в свое время удостоен этой чести, и ей хотелось бы, чтобы ее рассказ прояснил еще одну "белую страницу" истории и помог увековечить его имя на Холме Чести, восстановив историческую и чисто человеческую справедливость.