Как спасти остатки разрушающейся в Турции армянской культуры?
Заместитель директора Фонда по изучению армянской архитектуры Раффи Кортошян рассказал о судьбе армянских культурных ценностей в Западной Армении и на территориях Арцаха, перешедших под контроль Азербайджана, а также решениях международных инстанций.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенОчередная годовщина Геноцида армян напоминает о болезненных темах, в том числе о разрушении армянских памятников в Западной Армении и Арцахе. Процесс уничтожения следов пребывания армян, который многие эксперты склонны считать культурным геноцидом, особенно активизировался после 44-дневной войны осени 2020 года в Нагорном Карабахе.
О судьбе армянского культурного наследия агентство Sputnik Армения побеседовало с заместителем директора Фонда по изучению армянской архитектуры Раффи Кортошяном.
"На самом деле, культурный геноцид армян никогда не прекращался. Возможно, те объекты, которые мы видели в Западной Армении в 2020 году, сегодня уже полностью уничтожены. Мы совершили поездку и в 2021 году, провели исследовательскую работу. Процесс сбора данных по культурному наследию армянского народа продолжится и в этом году", — говорит Кортошян.
Он напоминает, что с истреблением армянского народа в Османской империи была уничтожена значительная часть его духовных, культурных и нематериальных ценностей. По его словам, на протяжении последних 30-40 лет ущерб наносят в основном представители некоренных народов, которым чужда армянская культура. Именно они систематически обкрадывают и безжалостно уничтожают культурные памятники. В 1940 годы этим же занималась турецкая армия, отмечает Кортошян.
"В книге "Хнус" (название города и провинции на востоке совр. Турции – ред.) зафиксированы результаты наших двух полевых поездок – в 2010 и 2017 гг. Мы собрали данные о 350 памятниках, 80% из которых были письменно зафиксированы впервые", - подчеркивает Кортошян.
В "Хнусе" опубликована информация о 37 церквях, которые существовали до 2015 года. 33 из них уничтожены. Сохранились только 4, из которых 3 высечены в скалах. В той же книге зафиксировано 6 монастырей, 4 из которых сохранились. При этом, 2 из них – также высечены в скалах.
Эти церкви сохранились прежде всего в силу того, что их возможно уничтожить, разве что, взорвав. Надписи и изображения на стенах и алтаре стесаны: первоначальный вид здесь не сохранился. Из 43 кладбищ 27 полностью уничтожены, на остальных остались лишь необтесанные надгробия.
"Мы исследовали 115 сел в Западной Армении и обнаружили лишь 3 надгробия с армянскими надписями", — рассказывает Кортошян.
Он говорит, что на территориях, где они работали, не осталось армянской общины. Правда, есть еще люди, которые помнят об армянах, о корнях армянской культуры. Ученые поддерживают с ними связь, чтобы получить хоть какую-то информацию.
"Цель нашей деятельности - сохранить остатки разрушающейся армянской цивилизации, пусть даже на бумаге", - отмечает он.
Они реализовали беспрецедентный в армянской культурной действительности проект. В сотрудничестве с программой "Арлупа", впервые на страницах книги "Хнус" появились 3D-модели монастыря Св. Карапета и церкви Терик в селе Мжнкерт провинции Хнус (специалист по цифровой (3D) реконструкции - Паргев Франкян).
"Монастырь был полностью разрушен в 1915 году, церковь сохранилась наполовину. Если загрузить приложение "Арлупа" и отсканировать телефоном любую из этих страниц, на экране появится трехмерное изображение. Также вы можете "прогуляться" по этой территории с помощью телефона", - пояснил Кортошян.
Благодаря этой программе можно заглянуть внутрь разрушенного монастыря и "подойти" (по координатам) к холму в провинции Хнус, где этого памятника армянской культуры уже давно нет. Также можно прослушать аудиоматериал с пояснениями.
"Мы знаем, насколько искаженно турецкие гиды представляют историю армянских памятников, которые все еще стоят на своих местах. Планируем внедрить эту программу для многих памятников, в том числе в районе Ани, добавив иностранные языки: на данный момент доступны только армянская и английская версии", - сказал он.
Отвечая на вопрос о том, можно ли включить проблему сохранения армянских памятников в Турции в повестку нормализации двусторонних отношений, Кортошян сказал, что в нашем случае пока рано говорить.
"Есть очень сложные вопросы, мы не дошли до уровня совместного восстановления памятников. Диалог с Турцией должен основываться на приоритетных национальных интересах Армении. И наша задача - не только быть последовательными в вопросе выдвижения требований. Наша первоочередная задача – это долг перед предками. Диалог не может быть искренним, если не призывать соседа к ответственности за его преступные деяния, и он их продолжает совершать", — сказал наш собеседник.
Он отмечает, что если до 2020 года они занимались только памятниками Западной Армении, то сегодня к ним прибавились также культурно-исторические объекты на территориях Арцаха, перешедших под контроль Азербайджана.
"В нашем распоряжении имеется богатый систематизированный и архивированный материал - порядка 600 000 фотографий, сделанных Самвелом Карапетяном – энтузиастом, посвятившим всю свою жизнь изучению и сохранению армянского культурного наследия. Мы предоставляем материалы и правительству Арцаха и МОНКС Армении, и международным и всеармянским организациям. О нас знают, к нам обращаются", — говорит Кортошян.
Он отмечает, что поведение Азербайджана было предсказуемым. Все последние 30 лет армянские памятники уничтожаются там, где нет армянской армии, как в случае с Северным Арцахом.
Сейчас, под давлением международного сообщества, Азербайджан несколько изменил свою политику, и на участках, недавно перешедших под контроль азербайджанской стороны, культурный геноцид осуществляет с новым размахом. Армянские памятники выдаются за албанские, средневековые армянские надписи уничтожаются, якобы, как "фейковые".
"Мы неоднократно заявляли, что решение Гаагского трибунала было принято, дабы не позволить Азербайджану осуществлять подобную деятельность, потому что на территориях, которые международно признаны азербайджанскими, Гаагский суд признал все армянские памятники наследием армянского народа. До этого, когда мы обращались в ЮНЕСКО, согласно уставу этой организации, памятник, находящийся на территории какого-либо государства, вне зависимости от национальной принадлежности, являлся наследием данного государства, и охранять его должно было оно. Однако суд в Гааге обязал Азербайджан, чтобы армянские памятники на его территории охраняла Армения. Поскольку заявку подала Армения, Гаага признала право Армении на эти памятники. Именно поэтому в настоящее время в Азербайджане пытаются все исказить и создать комиссии, чтобы доказать, что эти памятники не армянские, а албанские. И если мы не можем остановить этот процесс, то хотя бы должны замедлить его", - говорит наш собеседник.
Кортошян вспоминает слова своего наставника, Самвела Карапетяна: "Памятники помогают нации быть хозяевами собственной памяти".
В свое время Карапетян работал также над подготовкой будущих специалистов. Он смог передать свои знания молодежи - через теорию, практические курсы, и полевые занятия.
"Мы и сегодня продолжаем работать в том же духе, у нас есть молодежь, мы принимаем волонтеров. Я приехал из Сирии, влюбился в это дело. Главное, чтобы молодежь верила в своего учителя. За словом всегда должно следовать дело, иначе ученики не последуют за своим наставником", — заключает Кортошян.
Он уверяет, что у его учителя Самвела Карапетяна слова всегда сходились с делами.