ЕРЕВАН, 25 апр – Sputnik, Арам Гарегинян. Армянские производители инструментов из сверхпрочных сплавов получили новые перспективы экспорта. Сейчас, когда европейские поставщики не могут или не хотят поставлять такие сплавы в Россию, Армения готова выпускать инструменты для российских заводов. Это полностью армянское производство, а не скрытая перепродажа, отмечает в беседе со Sputnik Армения основатель и директор завода "Астра" Ованнес Мкртчян.
Инструменты из сверхпрочных сплавов, произведенные на предприятии "Астра" (Армения)
© Sputnik / Aram Gareginyan
Завод, основанный в 1990 году как советско-швейцарское совместное предприятие, должен был стать вспомогательным для советско-британского проекта - комплекса "Марс". На "Марсе" должны были выпускать электронные платы, а для их обработки необходимы были металлические инструменты высокой точности (сверла небольшого диаметра, инструменты для долбления канавок и др). Их производство решили основать как вспомогательное.
Как раз перед распадом Союза сюда успели завезти числовые программные станки для выточки и шлифовки таких инструментов, а также печи, где выплавлялись металлические стержни-болванки для них.
"Мы успели обучиться этой технологии, а потом, уже после распада Союза, я группами возил на переподготовку в Швейцарию наших металлургов и шлифовщиков", - добавил Мкртчян.
Вдобавок, эти детали малогабаритны и больших расходов на перевозку не требуют: каждая товарная партия насчитывает по нескольку килограммов (редко больше), и их можно легко отправлять самолетом.
Что оставишь после себя?
Несколько лет назад печи пришлось остановить: их запускали только на один месяц в году, потому что завод работает на малую часть от проектной мощности. Поэтому готовые болванки начали закупать из Германии. Но промышленные печи Мкртчян продавать не спешил, хотя получил бы за них неплохие деньги.
"И без меня много чего в нашей стране распродано… Хватит", - говорит он.
В последние месяцы закупкой инструмента заинтересовался зарубежный промышленник армянского происхождения. Если переговоры окажутся успешными, то, возможно, речь пойдет о таких объемах, что задействование металлургического цеха станет оправданным.
Инструменты из сверхпрочных сплавов, произведенные на предприятии "Астра" (Армения)
© Sputnik / Aram Gareginyan
Причин этому две: кратко- и долгосрочная. Из-за конфликта на Украине и угрозы срыва поставок газа из России, в Германии подорожало электричество (которого на выплавку затрачивается очень много), а в Армении предпосылок для столь резкого подорожания нет. Долгосрочная причина – технология, установленная на заводе, до сих пор актуальна, отмечает Мкртчян.
Заготовки для прецизионных (высокоточных) инструментов изготавливают не из слитков, а из мелкого порошка (на микронном уровне). Это дает изделию высокую прочность и позволяет получать соединения, невозможные при обычной выплавке. Потом этот порошок сплавляют, причем важно и качество исходного сырья (нужно, чтобы размер каждой частички был одинаков), и технология сплавления.
"Наши металлурги могут вести плавку с такой точностью, что изготавливали стержни даже для сверхтонких сверл, диаметром в 0,1 миллиметра… Пока что они зарабатывают кто как может, но надеюсь, скоро снова смогу позвать их", - говорит Мкртчян.
Со многими из этих специалистов он налаживал производство на заводе в середине 1980-х. Тогда ему было 27, на заводе он уже 38 лет, работать на шлифовальных станках он научил и двух своих сыновей.
И снова - что оставишь после себя?
В 1990-е годы, когда Карен Демирчян пришел руководить заводом "Армэлектромаш", отсюда не вывезли ни одного станка. В начале 2010-х еще оставались (а может, и теперь остаются) запасы металла на складах, которые он оставил. Точно так же, когда в 1990-е заводом "Марс" руководил его сын, Степан Демирчян, оборудование на заводе оставалось.
Инструменты из сверхпрочных сплавов, произведенные на предприятии "Астра" (Армения)
© Sputnik / Aram Gareginyan
После этого начали продавать ценные производственные линии по золочению и серебрению электронных плат. Осталась только часть цехов по металлообработке. Не работают "Сириус" и "Базальт", два промышленных комплекса электроники, когда-то союзного значения, в урезанном виде работает институт Мергеляна.
"Поэтому внутри Армении у нас покупателей почти нет, более 90% производства идет на экспорт", - отметил Мкртчян.
Помочь устоять
Чтобы устоять на российском рынке, нужен стабильный курс рубля, подчеркивает Мкртчян. Это особенно важно, если материалы покупаешь на евро, зарплату платишь в драмах, а доход получаешь в рублях. Один из недавних контрактов на поставку в Россию он подписал, когда евро стоил 84 рубля, а расплатились с ним, когда евро стоил уже 140. Поставщика тоже обвинить не в чем, положенную сумму в рублях он выплатил, а у армянского завода по факту выручка сократилась.
Инструменты из сверхпрочных сплавов, произведенные на предприятии "Астра" (Армения)
© Sputnik / Aram Gareginyan
История неприятная, и для Мкртчяна не новая. При схожих валютных перепадах в России в 2014-15 годах обанкротилась взаимосвязанная с "Астрой" компания "Астра кристалс", которая выращивала искусственные сапфиры (для лазеров, жаропрочных стекол и других отраслей промышленности). Компетентные инженеры остались, оборудование, к счастью, тоже не продано и лежит в цехах. Лежат на полках и программы правительств Армении (одного за другим) по развитию точной инженерии. Когда дела у предприятия шли хорошо, сюда приезжали министры и охотно фотографировались. Когда понадобилась помощь, приезжать перестали (этот упрек мы озвучиваем от себя, а не от лица Мкртчяна - ред).
"Надеюсь, в этот раз устоим. Но если появится возможность как-то защититься от этих перепадов, на российском рынке удастся закрепиться", - подчеркнул Мкртчян.
Не дожидаясь программ правительства по антикризисной поддержке бизнеса, он не прекращает переговоров с потенциальными партнерами.