По происхождению - гибрид, по характеру - троллейбус
Красавца по имени "Ераз" ("Мечта") работники троллейбусного парка собирали около 2-х лет с нуля из старых частей списанных и превращенных в груду металла троллейбусов. В ереванском троллейбусном парке есть троллейбусы 3-х марок - "Рено", "Шкода", "ЛиАЗ", произведенные в разные годы.
Мастера решили соединить самые удачные части этих трех марок и получить новый, гибридный вид. В результате французский, чешский и российский троллейбусы соединились и превратились в армянский "Ераз" (что в переводе означает "мечта"). Но обо всем сначала.
Троллейбусы в депо "Ереванского электротранспорта"
© Sputnik / Asatur Yesayants
Лучшие времена ереванских троллейбусов
Первые троллейбусы в Ереване были введены в эксплуатацию 16 августа 1949 года. В те же времена был создан первый троллейбусный парк. "Золотыми" годами ереванского троллейбуса оказались 1980-е. В это время в Ереване действовало 3 троллейбусных парка, в каждом по 100 троллейбусов. Ежедневно, в общей сложности, на линию выходило порядка 270 единиц, которые функционировали на более чем 20-и маршрутах.
Троллейбусы в депо "Ереванского электротранспорта"
© Sputnik / Asatur Yesayants
Сегодня в Ереване действует 5 троллейбусных маршрутов: первый троллейбус выходит на улицы столицы в 6։30 утра. На данный момент, эксплуатируемые троллейбусы, мягко говоря, не очень новые. Директор ЗАО "Ереванский электротранспорт" Арутюн Еремян работает в сфере с 1995 года, на должности директора с 2003. Еремян говорит, что наиболее свежие троллейбусы были приобретены в 2007 и 2008 гг. Это российские "ЛиАЗ"-ы. Им уже по 15-16 лет. При этом они рассчитаны на 12-летний срок эксплуатации. Рядом с этой "молодежью" есть довольно солидные троллейбусы – "Рено" 1978 года выпуска и "Шкода" 85-86 годов производства.
Директор ЗАО "Ереванский электротранспорт" Арутюн Еремян
© Sputnik / Asatur Yesayants
"На данный момент в общей сложности у нас 51 троллейбус, из которых "на ходу" - 43", - говорит Еремян. В то же время мэрия собирается приобрести 10 новых троллейбусов. Сроки и другие подробности пока неизвестны.
Троллейбусные закулисья
Оказывается, для нормального курсирования троллейбусов, сотни людей ежедневно выполняют, так сказать, "закулисную" работу.
"На данный момент - 248 человек", - уточняет Еремян.
Сотрудники "Ереванского электротранспорта" на фоне собственноручно собранного троллейбуса "Ераз"
© Sputnik / Asatur Yesayants
В разных частях города действуют 23 подстанции, на которых высокое напряжение снижается, корректируется, преобразуется в постоянный ток, а затем передается по электрическим проводам. Есть также специальные обслуживающие бригады.
"Под землей еще в советские времена проложены кабели на сотни километров, и есть люди, которые их обслуживают. Никто не представляет всю тяжесть и сложность этой работы. Кажется, что тут такого, всего лишь курсирующий троллейбус. Именно поэтому говорят, что троллейбус - дорогое удовольствие, но это огромное хозяйство, которое существует, работает, его надо содержать: если оно рухнет, восстановить его будет очень сложно", - говорит Еремян.
Кстати, троллейбусы убыточны не только в Армении. Точно так же дела обстоят и в Европе, где средняя цена билета на проезд в троллейбусе составляет 2 евро.
…и родился "Ераз"
Поскольку долгое время и речи не было о приобретении новых троллейбусов и обновлении парка, решили вдохнуть "вторую жизнь" в старые троллейбусы.
Передняя часть и кузов от "Рено", основной каркас от "Шкоды", некоторые другие части от "ЛиАЗ"-а. Руль сняли с "Рено", усилитель для руля со "Шкоды", компрессор от "ЛиАЗ"-а, двигатель от "Шкоды". И все же некоторые запчасти новые.
Электронщик Гарик Абраамян в депо "Ереванского электротранспорта"
© Sputnik / Asatur Yesayants
"Было бы желание, все можно сделать: этот с самого нуля начали собирать", - показывая на новый троллейбус, говорит специалист по электронике Гарик Абраамян.
"От каждой марки взяли самую лучшую, самую удачную часть и получили усовершенствованный вариант", — говорит электросварщик Нубар Григорян.
Электросварщик Нубар Григорян в депо "Ереванского электротранспорта"
© Sputnik / Asatur Yesayants
Подетально собранный троллейбус непонятной марки мастера решили назвать "Еразом" (в переводе "мечта"). Ведь о нем давно грезили.
"Для нас было очень важно сделать что-то полезное нашему городу", — говорит электросварщик Гарник Алексанян, с теплотой глядя на "Ераз".
Электросварщик Гарник Алексанян в депо "Ереванского электротранспорта"
© Sputnik / Asatur Yesayants
В создании нового троллейбуса участвовала большая команда. Люди объединили свои опыт, знания и дело увенчалось успехом. Мастера собирали троллейбус в свободное от работы время. Часто задерживались в троллейбусном парке допоздна, чтобы воплотить в жизнь свою мечту.
Из-за пандемии работа растянулась более, чем на два года. Первыми пассажирами "Ераза" стали свои же сотрудники: "юному" троллейбусу пожелали счастливого пути, разбив традиционную бутылку шампанского.
Электросварщик Егор Агагулян в депо "Ереванского электротранспорта"
© Sputnik / Asatur Yesayants
"Самую большую радость испытали в день, когда наш красавец выехал из мастерской на прогулку. Именно в этот день мы увидели результат нашей работы. А вечером торжественно приняли его обратно, "домой". Это наше детище, и мы рады, что смогли "вылечить железо", - рассказывает электросварщик Егор Ахагулян.
Сегодня "Ераз" в Ереване обслуживает маршрут под номером 15, пассажиры довольны. Не исключено, что опыт создания гибридного троллейбуса может быть повторен.
Мастера воодушевлены успехом своей работы. Говорят, любят свою работу и готовы сделать все от них зависящее, и даже больше, чтобы вернулись лучшие времена ереванского троллейбуса.