ЕРЕВАН, 29 апр - Sputnik, Марианна Пайтян. Оборудование для переработки пластиковых отходов для получения синтепона разработал руководитель общественной организации "Шани", радиофизик, инженер, конструктор Эрик Саркисян. Разработка решает сразу две задачи: борьба с загрязнением окружающей среды и изготовление зимней экипировки для военных нужд.
Синтепон, полученный в результате переработки пластика, используется для изготовления спальных мешков, матрасов, одеял, теплоизолирующих палаток и т.д. Автором этой инициативы стал Эрик Саркисян. Его общественная организация "Шани" еще во время 44-дневной войны начала производить палатки, маскировочные сетки и другие необходимые вещи, а также покупала одежду для нужд армии.
"Военная промышленность – это не только беспилотники, а все, в чем нуждается армия. Во время войны все почему-то хотели производить БПЛА, потому что это хорошо звучит, мол, "я делаю беспилотники", а изготовление матрасов или ботинок для той же армии уже звучит не так впечатляюще", - говорит Эрик.
Кстати, последние годы Эрик со своей командой занимался и занимается различными проектами для армии. Разработка систем ПВО, робототехника, специальные антенны... Они не получают государственной поддержки.
"Моя война не закончилась", - говорит Эрик и продолжает свое дело.
Теперь дело дошло и до переработки отходов. Оборудование соорудили из старых конвейеров, которые были отремонтированы и пущены в дело. Эрик объясняет, как твердый пластик превращается в легкий синтепон. Пластик нагревается, плавится, капает, и под большим давлением эта капля рассеивается, становится легким материалом.
Сейчас остро ощущается дефицит сырья, то есть отходов. За полтора месяца смогли собрать всего полтонны пластика, говорит Саркисян.
"Производительность этого конвейера 1000 кг в день. Каждые 10 минут мы можем получать по матрасу. На один матрас идет 3,5 кг пластика, но на данный момент собранного сырья нам не хватит даже на то, чтобы запустить конвейер. Сейчас мы конструируем сравнительно небольшой производственный конвейер. Он будет выпускать 15 кг в час и даже в этом случае сырья хватит всего на один день", - рассказывает Эрик.
"Разве у нас так много пластика, чтобы открыть постоянное производство?", - после моего наивного вопроса выясняется, что в Армении ежедневно выбрасывается около 8 тонн пластика, государство перерабатывает только около двух тонн, остальные шесть остаются невостребованными. В регионах огромное количество пластика, но есть проблема транспортировки.
На поддержку государства авторы идеи не рассчитывают. Частников это тоже не интересует, поскольку нет прибыли. Поэтому в этом деле надежда только на добровольцев. К инициативе присоединились различные школы, люди, которые собирают пластик и доставляют его в пункт сбора.
"При наличии финансирования мы бы купили автомобили, установили бы специальные контейнеры... Идея жизнеспособна, люди готовы поддерживать армию. Если кто-то приезжает и есть возможность, просим привезти с собой пластик", - отметил Саркисян.
Обработка пластика осуществляется в несколько этапов: на первом его сортируют по цвету, размеру, прочности и т.д. Этим занимаются Рузанна и Лусине. Рузанна присоединилась к "Шани" во время войны, а Лусине – позже. Они шили палатки для передовой.
"Мой сын с первых же дней войны был на позициях. Бывали дни, когда от него не было вестей, это было ужасно тяжело, но я ни на день, ни на час не переставала работать, шила для моего сына и других, они тоже мои сыновья. Я шила с молитвой, пожеланиями...", - рассказывает Рузанна.
"И сейчас все так же, когда работаем, молимся за мирное небо над головой. На улицах мы уже не проходим мимо пластика, собираем, привозим сюда", - добавляет Лусине.
"Если будет много помощников, дело пойдет быстрее. Мы все выбрасываем столько пластика - баночки из-под сметаны, йогурта, пакеты, бутылки из-под масла, фантики. Если люди будут все это собирать и приносить сюда, окружающая среда станет чище, и мы сможем делать полезное дело для наших ребят, для нашей армии", - говорит Рузанна.
В свою очередь, Лусине напоминает: "Отходы – это не мусор, отходы – оружие".
После сортировки пластик измельчают и перемалывают. Разный тип пластика перемалывается по-разному. Эрик говорит, что предстоит также сконструировать мельницу для пластиковых деталей автомобилей.
"В нашей стране проблема с автомобильными бамперами. С помощью большого станка мы можем измельчить их. Пластик, из которого мы не можем получить синтепон, утилизируется особым образом. Из него делают брикеты с примесью песка, которые можно использовать, например, при оборудовании окопов. Это довольно плотный материал, он обеспечивает защиту от пуль и осколков, но на один окоп уйдет около 5 тонн. Такими темпами мы год будем собирать сырье, то есть нужно ускориться", - отмечает Эрик.
В ближайшее время инициаторы планируют установить прессы для переработки пластика в областях, чтобы облегчить транспортировку сырья. На данный момент действуют два пункта приема, один находится в Ереване по адресу Гюрджян 15/2 (возле больницы Григора Лусаворича), еще один – в городе Масис.
Эрик Саркисян говорит, что успешная реализация этой инициативы решает проблему экологической безопасности и, самое главное – вопрос безопасности границ.