Армения может стать одной из первых стран в мире, где заработает цифровой двойник национальной валюты. По крайней мере, такую идею хочет реализовать Андраник Тограмаджян, специалист по финансовым технологиям из России, который недавно решил репатриироваться в Армению.
Один из его проектов уже действует: вместе с несколькими другими инвесторами, он создал в Армении солнечную майнинг-ферму. В регионах страны для этого уже построены и действуют несколько солнечных станций промышленного масштаба, получившие лицензию у надзорного органа (комиссии по регулированию общественных услуг республики). Стоимость электроэнергии в Армении, даже у солнечных станций, сейчас вполне конкурентна для майнинга, поэтому станции намечено строить и дальше, отмечает Андраник.
Но есть и несколько других, еще более масштабных проектов: Тограмаджян хочет предложить Центробанку и Минфину Армении разработать правила для расчетов в криптовалюте и условия для создания цифрового драма.
Для начала – играть честно
Обмен криптовалюты в Армении находится в "серой зоне", то есть запретов на него нет, но нет и правил. В Ереване уже действуют два терминала для криптовалюты (криптоматы), которые установила компания Sky Labs – еще один проект Андраника.
Автоматы могут менять драмы на крипту и наоборот (в других валютах они не работают, чтобы не нарушать законодательство республики, по которому сделки вне банков и обменников могут совершаться только в нацвалюте). Обмен одной криптовалюты на другую тоже пока не действует.
Есть и частные лица, предлагающие обмен крипты. Ситуация здесь, как с таксистами в аэропорту: какие-то - честные, другие – не очень.
Терминал для криптовалюты в одном из торговых центров Еревана
© Photo : provided by Andranik Togramajyan
Навести порядок Тограмаджян и его партнеры хотят, открыв сайт со сводными курсами криптовалют (cryptorate.am), по аналогии с сайтом валютных курсов rate.am. Здесь будут публиковаться курсы криптовалют в разных обменниках, а также отзывы о них. Отзывы будут работать примерно как в “Яндекс. такси” или в похожих системах (чем хуже отзывы, тем меньше клиентов).
Цифровой драм
Упорядочив рынок, можно поставить задачу создания национальной цифровой валюты, считает Тограмаджян. От обычной крипты такая валюта отличается тем, что имеет реальное обеспечение. Проект такой цифровой валюты сейчас разрабатывает Федеральная резервная система США, а также Центробанки Китая, Британии, Швеции. Двое последних объявили, что не будут вводить в оборот цифровые фунт и крону до 2025 и 2026 года соответственно. Но Армения намного меньше, и организовать оборот цифровой валюты здесь будет легче, добавил Тограмаджян.
Для управления цифровой валютой нужно решить вопрос, кто должен владеть денежными счетами, обеспечивающими цифровую валюту. По одному сценарию, этими счетами будет владеть Центробанк, а значит - он будет полностью регулировать цифровую валюту так же, как обычную. По другому – частью этих счетов смогут владеть частные финансовые организации.
Как он станет международным
Для этого компания Sky labs намерена открыть крипто-терминалы в Тбилиси и Дубае. С их помощью за рубежом может выстроиться цепочка: купил цифровой драм, обменял на другую криптовалюту, а ее обменял на доллары (евро, дирхамы и т.д.).
"Вдобавок, они могут облегчить нашим соотечественникам в Диаспоре инвестиции в Армении. Находясь в России, Америке или Европе, можно будет вкладывать в предприятия страны в армянских драмах", - отметил Тограмаджян.
В Грузии оборот крипты либеральнее, чем в Армении (здесь действует более 20 терминалов для биткойна), поэтому получить разрешение на новые терминалы не составит большого труда. Что касается Эмиратов, то здесь в этом году был принят закон о регулировании виртуальных активов и создан регулирующий орган.
"Вместе с тем, они не захотят рисковать своей репутацией международного финансового центра и будут проверять сделки с цифровым драмом так же строго, как и любые другие. Это сведет к минимуму риски того, что через такую валюту могут проводиться какие-либо незаконные действия", - отметил Тограмаджян.
Цифровой драм можно будет вывести и на мировые криптобиржи типа Binance, где действуют похожие режимы проверки. Они передают информацию и зарубежным регулирующим организациям, в том числе FATF (международной рабочей группе по борьбе с отмыванием денег), а также отдельным банкам, где их клиенты держат счета. Если сделка на криптобирже совершается с "паленой" банковской карты, или от правоохранителей данной страны поступают сведения о том, что с данной карты покупали оружие или наркотики, Binance непременно блокирует такие счета и карты.
Для внутреннего рынка
По замыслу Тограмажджяна, сделки в цифровых драмах, как и в другой криптовалюте, смогут заключаться в виде смарт-контрактов, которые благодаря технологии блокчейна, невозможно будет подделать (данные о них будут храниться у всех соучредителей валюты). Вдобавок, в смарт-контракт можно будет вписать нужные налоговые выплаты, которые будут отчисляться автоматически. Это может оказаться полезным для бизнеса не только в Диаспоре, но и внутри Армении, считает он.
Пока в Армении бизнес не может держать счета в цифровой валюте и учитывать ее в отчетах как актив. Но в ряде направлений ИТ-бизнеса, заметил Тограмаджян, зарплаты платятся напрямую в криптовалюте - например, в компаниях, пишущих софт для серверов. Если разрешить этим компаниям легально платить сотрудникам в Армении "криптой" (со всей необходимой проверкой этих средств), то сюда могут прийти новые ИТ-бизнесы, особенно в условиях эмиграции специалистов из России, добавил Тограмаджян.
Обсуждения о цифровой валюте он хочет начать как с Центробанком, так и с коммерческими банками.