ЕРЕВАН, 13 мая — Sputnik, Ашот Сафарян. Протесты в Ереване не стихают уже вторую неделю, сторонники оппозиции перекрывают улицы, проводят митинги, блокируют здания госучреждений, происходят столкновения с полицией. Однако видимых успехов оппозиция пока не добилась – власть по-прежнему на своем месте, об отставке правительства нет и речи. С другой стороны, до разрядки политической напряженности тоже пока далеко.
Для политолога Сурена Суренянца нынешнее состояние протестного движения не выглядит чем-то удивительным. По его словам, он с первых же дней говорил и остается при своем убеждении, что у движения нет революционного потенциала. По крайней мере на данном этапе оно не добьется смены власти.
"Максимальное число людей, которое оппозиция смогла мобилизовать, мы видели 1 мая – тогда она собрала 14 тысяч человек. Пик же протестной активности пришелся на 4 мая, когда демонстранты шествием двинулись к парламенту. После этого число должно было либо возрасти, либо сократиться. Мы видим, что их не становится больше", - отметил Суренянц в комментарии Sputnik Армения.
По его словам, у оппозиции сейчас два пути – либо она продолжит свой антагонизм и распылит сохраняющиеся ресурсы, либо же возьмет таймаут и попытается капитализировать небольшие достижения.
Эксперт убежден, что вопрос лидерства – один из основных, с которым сейчас сталкивается протестное движение. Суренянц обратил внимание на то, что ни один из реальных бенефициаров движения – а это второй и третий президенты, - не спешит объявлять о своем формальном руководстве движением. К тому же, если Серж Саргсян публично уже отказывался от намерений возглавить страну в случае победы оппозиции, то такого обещания не давал Роберт Кочарян. Наш собеседник считает, что такая неопределенность приводит к разочарованию части реальных и потенциальных сторонников.
Но проблема еще и в том, что в случае объявления лидера часть собравшихся на площади может это просто не принять.
"Во-первых, между Кочаряном и Саргсяном имеются нескрываемые противоречия. Как только один из них объявит о своих премьерских амбициях, команда и сторонники второго начнут вести себя крайне пассивно. Во-вторых, у двух бывших лидеров по-прежнему слишком высокий антирейтинг в обществе. Общество не может консолидироваться вокруг них, и наверное в этом причина того, что на площади Франции число людей не увеличивается", - говорит эксперт.
Он также отметил, что с 1 мая, т.е. активной фазы движения, Кочарян и Саргсян одновременно не появлялись на трибуне или площади.
С точки зрения Суренянца, разочарование общества в Пашиняне не добавляет поддержки Кочаряну и Саргсяну.
В то же время отказ оппозиции выступать под единым лидерством, в конце концов, приведет к тому, что все больше людей откажется от поддержки оппозиционного движения. Люди должны знать, кто придет на смену Пашиняну, говорит Суренянц.
По его мнению, теоретически оппозиция могла предложить альтернативного Кочаряну и Саргсяну кандидата в премьеры. Но для этого нужен консенсус, а его сейчас нет. Более того, можно заметить, что команда Саргсяна и сторонники Кочаряна ставят перед собой разные тактически задачи.
"Мы видим, что Кочарян и его команда, костяк которой составляет "Дашнакцутюн", выступает с более радикальных позиций, нежели сторонники Сержа Саргсяна и Артура Ванецяна. Сторонники Кочаряна больше и чаще вступают в конфликт с полицией, акции с их участием почти всегда сопровождаются столкновениями", - отметил он.
В отличие от них, республиканцы и соратники Ванецяна ведут себя более умеренно и стараются не вступать в "лобовые" столкновения с силовиками. Это в целом можно считать отражением их изначального подхода и тактики.