ЕРЕВАН, 16 мая – Sputnik. Армения остается единственной страной в Евразийском союзе без двузначной инфляции.
12-месячная инфляция в апреле 2022 года (к апрелю 2021-го) в республике составила 8,4%. С начала года она повышалась из-за событий вокруг Украины (в феврале, марте и апреле она составила 6,5%, 7,4% и 8,4%).
Как отмечается в отчете о денежно-кредитной политике Центробанка Армении, за IV квартал 2021 года инфляция в Армении составила бы 14%, если бы ЦБ вообще не повышал ставку рефинансирования. С другой стороны, если бы ЦБ задался целью искусственно удержать инфляцию на уровне 4%, тогда ставку рефинансирования пришлось бы поднять до 28%. Тогда проценты по кредитам на рынке были бы 35-40%, это задушило бы спрос на товары, сбило бы цену на них, но обвалило бы экономику.
ЦБ выбрал разумный сценарий: контролировать инфляцию и дать дышать экономике. Именно поэтому Армении на фоне мирового спада удалось сдержать резкую инфляцию, хотя экономика страны относительно небольшая и небогатая ресурсами.
В ноябре 2020 года 12-месячная инфляция в Армении была все еще низкой (1,6%), но ЦБ ожидал ее ускорения из-за того, что нарушились мировые цепочки в логистике, наряду с быстрым пост-пандемийным восстановлением спроса.
Поэтому ЦБ сыграл на опережение, повысив в конце 2020 года ключевую ставку сразу на 1%. В 2021 году ЦБ продолжал ужесточать денежно-кредитные условия (в течение года ставка была повышена на 2,5%).
Если бы ЦБ не повышал ставку в 2021 году, то теперь кредитные условия все равно пришлось бы ужесточать, но намного резче (так, Банк России решил повысить ставку в сумме на 5%, в промежутке с января 2021-го по февраль 2022 года).
Такие резкие шаги внушили бы бизнесу и банкам ожидания еще большей инфляции. Такие ожидания подогревают инфляцию, продавцы товаров (или арендодатели квартир) начинают запрашивать более высокие цены, а наемные работники – требовать более высокие зарплаты (эффект, известный как зарплатно-ценовая спираль). Поэтому удержание инфляционных ожиданий оказалось особенно важным, отмечают в ЦБ.
И без того реальная инфляция в этом году может оказаться очень проблематичной. Индекс мировых продовольственных цен FAO (Организация продовольствия и сельского хозяйства ООН), который до 2021 года почти никогда по итогам года не превышал 130 пунктов, сейчас приближается к 160.
Правда, эти ожидания выросли: по опросам домашних хозяйств, проводимым ЦБ, в IV квартале 2019 года только около 5% ожидали быстрого роста цен, а около 80% - считали, что цены или будут расти медленно, или останутся прежними, или даже снизятся (так считали около 15% опрошенных). Еще около 15% затруднялись ответить. Сейчас в IV квартале 2021 года лишь 2-3% считают, что цены снизятся. В целом благоприятные ожидания (цены снизятся, останутся прежними или вырастут слабо) есть только у трети опрошенных, еще примерно треть считает, что цены вырастут быстрыми темпами. Характерно, что еще одна треть затрудняется ответить (такая неуверенность отражает общие риски в экономике). Поэтому теперь одной из своих важнейших задач ЦБ считает стабилизацию не только инфляции, но и ее ожиданий. Тогда цены и зарплаты на рынке будут формироваться без нервозности и ажиотажа.