Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Наверное, трудно описать изумление шведов и финнов (характер-то нордический), когда вдруг оказалось, что Турция может высказаться против вступления их стран в Североатлантический альянс. С другой стороны, еще труднее описать удивление темпераментного турецкого лидера Эрдогана, когда он узнал, что две скандинавские страны, которые ранее придерживались принципа нейтральности, решились-таки постучаться в НАТО.
Без торга не обойтись
На первый взгляд, есть чему удивляться и тем, и другим. Еврочиновникам и руководству НАТО придется объяснять "горячим" скандинавским дипломатам характер турецкого президента. Пояснять, что Эрдоган – политик, привыкший получать хоть какую-то, хоть самую малую, но выгоду, преференции от всех политических процессов, так или иначе затрагивающих интересы его страны.
Помимо этого, Турция изначально и принципиально обижена на Швецию с Финляндией из-за наличия в отношениях с этими странами так называемого "курдского фактора". Собственно, именно этим и объясняется изумление самого Эрдогана, который никак не может поверить, что Хельсинки со Стокгольмом вот так запросто, без торговли и долгих переговоров рассчитывали открыть себе дверь в НАТО, не извинившись перед Анкарой за давно уже оказываемую курдам помощь.
И когда в интервью турецкому агентству "Анадолу" Эрдоган заявил, что "…Швеция стала домом (пристанищем) для РПК и других террористических групп", стало понятно, что без большого, откровенно базарного торга скандинавам путь в НАТО будет заказан. Причем торговаться Анкара будет отнюдь не с Хельсинки и Стокгольмом. Эрдоган уже давно поднял свою переговорную планку настолько, насколько это вообще возможно.
"Добрый полицейский – злой полицейский" против Старого лиса
Уже изначально было понятно, что уговаривать страну, которая владеет в НАТО чуть ли не самой мощной и подготовленной армией, придется Вашингтону и Брюсселю. Еврочиновники и руководство Североатлантического альянса сразу же взялись за дело. Причем даже разделение ролей по принципу "добрый полицейский" и "злой полицейский" стало понятным с самого начала.
Лидер Европейской народной партии (ведущей фракции Европарламента) Манфред Вебер сразу же начал с угроз в адрес Анкары. Пригрозил изоляцией Турции в составе Североатлантического альянса, ибо "никому не дозволено ставить под сомнение единство военного блока. А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг изначально взял на себя роль "доброго" полицейского, который настроен на конструктивные переговоры с Анкарой касательно новых членов альянса.
"Турция – важный союзник. Турция выражала некоторую обеспокоенность. А когда есть беспокойство и вопросы, мы в НАТО садимся за стол переговоров. И я уверен, что мы придем к взаимопониманию и согласию по поводу того, что делать дальше по вопросу о членстве в альянсе", – заявил он.
Согласитесь, сама любезность, а не руководитель крупнейшего в мире военного блока, ведущего достаточно агрессивную политику.
Однако следует понимать, что даже Столтенберг (не говоря уже о Вебере) не в состоянии сравниться в подобных "геополитических разборках" со старым лисом Эрдоганом. Тем более, в ситуации, когда турецкий президент откровенно разъярен, поскольку видит, как "союзнички" его "кидают". Он и так на пределе из-за процесса "ускоренного кандидатства" Грузии, Молдовы и Украины в ЕС. А тут еще такое!
Да и с самим Североатлантическим альянсом у Турции давно уже назревают весьма серьезные проблемы и разногласия. На эту тему весьма интересно высказался известный турецкий историк Мехмет Перинчек: "Турция является официальным членом НАТО, но в действительности она стала ее мишенью. Страны НАТО и, прежде всего США, поддерживают в Сирии курдских сепаратистов. Помимо этого, в восточной части Средиземного моря создан антитурецкий блок, куда входят США, Франция, Греция, Южный Кипр, проводятся военные морские учения против Турции".
Крепкий орешек для Столтенберга и Байдена с Блинкеном
Пребывая в таком настроении, Эрдоган вдруг получает информацию о том, что Швецию и Финляндию (которые обхаживают курдов, снабжают их оружием и защищают на всевозможных политических подмостках) вдруг срочно планируют принять в НАТО. Есть, конечно, от чего разозлиться. Но Эрдоган умеет не только сердиться: он всегда пытается продавить свои требования, умеет торговаться и договариваться лучше, нежели Столтенберг.
Достаточно лишь вспомнить, что история с процедурой "ускоренного кандидатства" Украины и иже с ней в ЕС в итоге обернулась снятием запрета на поставки солидной партии натовских F-16 (40 бортов), а еще 80 "докомплектов" для давно имеющихся у Турции, но морально устаревших истребителей старой модификации. Переговоры между Вашингтоном и Анкарой на эту тему шли целый год ни шатко ни валко… В итоге Эрдогану выпал-таки джокер.
Уж не попытается ли и на сей раз турецкий президент выторговать у американцев что-нибудь нужное и необходимое в обмен на согласие не мешать вступлению шведов и финнов в НАТО? Например, ту самую сотню истребителей пятого поколения F-35, которых его лишили американские конгрессмены в отместку за покупку ЗРК S-400 российского производства? Тем более, что с тех пор и геополитическая ситуация изменилась на диаметрально противоположную, и Турция сейчас – самый ценный для США член Североатлантического альянса.
Уже известно, что де-факто переговоры между скандинавским тандемом – претендентами на членство в НАТО – и Турцией уже начались. И Анкара установила высокую планку – просьбу (или требование) выдать ей 33 подозреваемых в причастности к деятельности группировок, признанных в республике террористическими. Речь о представителях РПК и организации Фетхуллаха Гюлена. Швеция и Финляндия, естественно, просьбу об экстрадиции отклонили.
Так что уже сейчас можно предсказать, что Анкара обязательно доведет дело до того, что переговоры о скором вступлении Швеции и Финляндии вести с ней будут Брюссель с Вашингтоном. Будут то ли давить, то ли уговаривать, то ли угрожать и соблазнять… Ясно одно: торг ожидается жаркий, и Эрдоган своего не уступит. Он слишком крепкий орешек даже для Столтенберга и Байдена с Блинкеном.