ЕРЕВАН, 17 мая — Sputnik. Российская спецоперация на Украине стала в определенной мере испытанием для ОДКБ – военно-политической структуры, основной движущей силой которой является Россия. И пока сложно сказать, чем обернутся эти вызовы: дальнейшим усилением организации или же ослаблением ее роли и места в архитектуре евразийской безопасности.
На юбилейном саммите организации в Москве, приуроченном к 30-летию подписания Договора о коллективной безопасности, каждый из лидеров государств-участников излагал свои представления и ожидания от организации. Если президент Беларуси Александр Лукашенко пытался убедить коллег дружно противостоять политике Запада, то армянский премьер Никол Пашинян упрекал структуру в бездействии во время вторжения ВС Азербайджана в Сюник и Гегаркуник.
Пашинян об ОДКБ
Политолог Давид Арутюнов напомнил, что такая критика звучала и прежде. Другое дело, что России вполне могут быть на руку попытки Армении сделать организацию более сплоченной, а, по мнению Еревана, именно этой цели и служат столь жесткие оценки.
Свидетельством того, что указанные Пашиняном изъяны и недостатки тщательно анализируются, служит заявление генсека Станислава Зася по итогам саммита. Он подчеркнул, что на встрече звучали предложения по усилению потенциала ОДКБ, в том числе обсуждались предложения армянского премьера.
Несколько иной точки зрения придерживается политолог Гарник Давтян, который уверен, что критика Пашиняна была попыткой переложить ответственность на ОДКБ и оправдать свою "беззубую" политику.
"Премьер-министр попытался приписать ОДКБ результаты своих недальновидных, непродуманных действий. Еще до вторжения азербайджанских подразделений многочисленные специалисты говорили о необходимости оснащения передовой линии, возведения инженерных сооружений. Говорили, что после войны многие участки границы уязвимы. Но ничего не было сделано для устранения этой ситуации", - сказал Давтян нашему изданию.
Впоследствии, вместо того, чтобы самим предпринять ответные действия, показать "клыки" и взять проникших на армянскую территорию солдат противника в плен, руководство Армении решило обвинить во всем ОДКБ, говорит Давтян. Он подчеркнул, что организация впервые сталкивалась с такой проблемой, и вполне допустимо, что возникли бы технически неправильные структурные подходы. Но очевидно и то, что Пашинян встал на пути преднамеренной дискредитации структуры и российского вектора, уверен эксперт.
Задан вектор на усиление
Несмотря на взаимные претензии, лидеры уверены в одном – ОДКБ нужно развивать и укреплять. А незадолго до саммита министр обороны Беларуси прогнозировал дальнейшее расширение структуры.
Политолог Давид Арутюнов не спешит делать однозначные прогнозы насчет перспектив расширения организации, но уверен в одном – ее локомотив в лице России был и остается ключевым и нужным партнером для союзников.
"Сейчас появились определенные риски. Дело в том, что Россия на данный момент занята Украиной. И, к примеру, мне трудно сказать, сумеет ли она отреагировать на возможные кризисные ситуации в зоне ответственности ОДКБ, сформировать коллективные силы быстрого реагирования и т.д. Эту задачу в любом случае удастся решить, но уже не так легко, как было прежде", - сказал Арутюнов в комментарии Sputnik Армения.
Он убежден, что, безусловно, российская военно-политическая мощь по-прежнему востребована как в Центральной Азии, так и на Южном Кавказе, где каждый из партнеров Москвы по ОДКБ имеет свои интересы. В случае с Таджикистаном, Казахстаном или Кыргызстаном речь о необходимости нейтрализации угроз из Афганистана, проблемы внутренней стабильности.
Для Армении ОДКБ – это определенные гарантии безопасности в противостоянии с Азербайджаном, возможность пополнить свой арсенал вооружениями по доступной цене, для Беларуси - усиление западных границ и т.д. Эти задачи никуда не исчезнут, и решение во-многом нужно искать в России.
Что касается присоединения новых государств, то, по мнению Арутюнова, оно во-многом будет зависеть от развязки украинского кризиса и положения России на тот момент. При успешных для Москвы сценариях и росте ее влияния, расширение ОДКБ не исключено. Но таких тенденций сейчас не наблюдается.
Как считает эксперт, Россия в свою очередь могла бы настоять на более активной дипломатической поддержке ее действий со стороны партнеров по ОДКБ, что показало бы сплоченность и состоятельность организации. Но, с другой стороны, Москва прекрасно понимает, чем чревата такая солидарность для самих партнеров. В условиях жесткой конфронтации РФ и Запада любая поддержка Москвы со стороны союзников автоматически влечет за собой конфликт с Западом со всеми вытекающими отсюда "санкционными" последствиями.
Исключением является только Беларусь, которая многие годы уже находится под рестрикциями. Кроме того, что Москва сама не заинтересована в применении санкций в отношении ближайших партнеров, сами страны ОДКБ не готовы к таким ударам. Именно поэтому они маневрируют и продолжат делать это в будущем, и однозначной поддержки действий РФ на Украине вряд ли следует ожидать.
В то же время определенную дипломатическую поддержку Россия по итогам вчерашнего саммита все же получила. Она отражена в принятом совместном заявлении, где звучат созвучные подходам Москвы оценки международной ситуации, говорится о селективном применении международного права, осуждаются попытки переписывать историю и оправдывать нацизм. Словом, все то, что соответствует российской внешнеполитической повестке.