Страсти по НАТО: эксперт объяснил, как шведы и финны могут предрешить будущее Эрдогана

Вопрос вступления Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс может повлиять на политические процессы в Турции, считает политолог.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 20 мая - Sputnik, Ашот Сафарян. Вопрос вступления Швеции и Финляндии в НАТО, и реакция Турции вызвали нешуточные страсти в организации. Анкара выдвигает условия, в обмен на выполнение которых она готова одобрить расширение альянса. Для присоединения новых государств, как известно, требуется согласие всех участников блока.
Как отметил армянский политолог, директор Центра по политическим и экономическим исследованиям Бениамин Погосян, с одной стороны, для НАТО будет публичным унижением, если она поддастся на шантаж Турции, отклонив заявки Швеции и Финляндии.
"В июне этого года ожидается саммит НАТО, и страны-тяжеловесы в организации делают все, чтобы до этого Швецию и Финляндию приняли в альянс. Если план провалится, то это станет серьезным унижением, и в определенной мере подтвердит слова президента Франции Эммануэля Макрона о "смерти мозга НАТО", - сказал Погосян в интервью Sputnik Армения.
С другой стороны, не приобретя ничего в этом дипломатическом торге, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган получит серьезный удар по своему рейтингу в преддверии президентских выборов 2023 года. Именно поэтому эксперт склонен считать, что стороны в любом случае попытаются найти "золотую середину". Они частично удовлетворят условия Турции, она получит определенные бонусы, взамен на что согласится на вступление двух упомянутых стран в альянс.
Официальная Анкара выступает против членства Стокгольма и Хельсинки, обвиняя их в том, что они приютили представителей Рабочей партии Курдистана, которых турецкие власти считают террористами. Между тем, на днях агентство Bloomberg сообщало, что власти Турции требуют от шведского и финского правительств публичного осуждения курдских формирований и признания РПК террористической организацией.
Помимо этого, Анкара хочет, чтобы Швеция и Финляндия отменили ограничения на поставку ей вооружений, которые были введены еще в 2019 году в связи с операцией Турции в Сирии. По информации американского издания, турки в обмен на позитивное заключение по заявкам Швеции и Финляндии также настаивают на возвращении в программу по производству истребителей F-35 и отмене санкций, введенных против Анкары из-за закупки российских ЗРК C-400. Позже Пентагон опроверг публикацию агентства.
По мнению нашего собеседника, если Турция получит хоть что-то из озвученных требований, то Эрдоган сможет спасти свое лицо перед избирателями, мол, он сумел оказать давление на НАТО и заставил считаться с интересами Турции. Этим можно объяснить и "антиимпериалистические" заявления турецкого лидера. Все они имеют ярко выраженный электоральный подтекст.
В то же время, Погосян полагает, что наиболее принципиальным для Анкары вопросом является проблема РПК и отношение скандинавских стран к ней. Турция, конечно, хотела бы возвращения в программу F-35, но сейчас турки совместно с Великобританией разрабатывают свой собственный истребитель пятого поколения. С этой точки зрения проект F-35, возможно, не имеет столь принципиального значения.
Неожиданный протест. Кто в НАТО оказался не рад финнам и шведам>>
Погосян затрудняется сказать, возможен ли сценарий, при котором Эрдоган одобрит вступление Швеции и Финляндии, не получив взамен ничего. По его словам, президент Турции – крайне непредсказуемый политик, к тому же у него есть задача сохранения собственного рейтинга. Если он проиграет выборы, то вместе с приближенными может оказаться в тюрьме, именно поэтому турецкий лидер, скорее всего, пойдет до конца на переговорах с НАТО.
Вместе с тем, директор центра считает маловероятным исключение Турции из НАТО. Во-первых, за всю 73-летнюю историю альянса из него еще никого не исключали, да и непонятно, есть ли какие-то процедуры исключения как таковые.
Во-вторых, Турция – важный плацдарм НАТО на Ближнем Востоке, имеет вторую по величине армию в альянсе и первую в Европе. Исключение Турции было бы радикальным шагом, на который США и Великобритания – ключевые акторы в НАТО, вряд ли пойдут.