Идея создания проекта, который стал не просто единовременной помощью, а долговременным содействием раненным солдатам, принадлежит начальнику Службы безопасности полетов гражданской авиации Алле Хачатрян.
Сотрудница Гражданской авиации Армении Алла Хачатрян
© Sputnik / Marianna Paytyan
"Хотелось бы, чтобы у нас был проект, посредством которого мы могли бы показать солдатам, насколько они важны для нас, сказать что мы им благодарны",- отмечает Алла.
25 января этого года "Дом солдата" и Комитет гражданской авиации подписали меморандум о сотрудничестве. В первом этапе проекта приняли участие 80 парней. С ними провели подготовительную работу специалисты гражданской авиации - встречи, интервью․ В результате было отобрано 17 человек. Около 2-х месяцев они обучались, осваивали профессиональные навыки, после чего получили квалификацию международного уровня.
"Все молодые люди продемонстрировали отличный результат. Сегодня они уже работают. Эти рабочие места были открыты специально для них, этот проект дал нам еще и хороших специалистов. Постараемся сделать так, чтобы они не ушли от нас", - с воодушевлением говорит Алла.
В рамках проекта парни проходят курсы авиационного английского языка, а также делается все возможное, чтобы они не забывали и о получении высшего образования.
Арман: Люблю смотреть в небо вслед за каждым самолетом
Арман Амбарчян отслужил 9 месяцев, когда началась 44-дневная война. Служил он в танковом отряде в Ходжалы, был командиром отряда. Во время войны их перевели в одну из самых горячих точек - Джракан (Джабраил), где он 10 октября получил осколочное ранение.
Сотрудник Гражданской авиации Армении Арман Амбарчян
© Sputnik / Marianna Paytyan
"Мы прошли через все это, многие из наших друзей отдали свои жизни для того, чтобы у нас была перспектива будущего, чтобы мы вновь улыбались и жили", - говорит 20-летний Арман, который уже перешел на службу в авиационной безопасности.
Он отмечает, что эта работа стала неожиданностью, но она была очень желанной. В этом году он должен окончить медицинский колледж, параллельно учится программированию, хочет продолжить учебу на факультете "Транспортные системы" политеха. Уже успел полюбить работу в авиации и представляет свое будущее именно здесь. Говорит, каждый раз, когда кого-то провожал или встречал, либо сам куда-то ездил, ему всегда было интересно, что скрывается за таинственными, закрытыми дверями аэропорта. А сегодня сам стал частичкой этого закулисного мира.
"Возможно, мои слова покажутся философскими, но я очень люблю смотреть в небо вслед за каждым взлетающим самолетом. В детстве мы часто слышали пожелания "приятного полета", "ясного неба". Сейчас только понимаю, что ясное небо означает мирное. И каждый раз, смотря на это ясное небо, чувствую мир".
В аэропорту Арман работает со своим боевым товарищем – Андреем.
Андрей: Очень ценю эту возможность
20-летний Андрей Хачатрян скромный и не особо разговорчивый. Семья из Гюмри, 13 лет прожили в Катаре. Когда приблизился призывной возраст, Андрей решил, пусть даже один, но вернется в Армению. Арман рассказывает, что его друг поначалу с трудом говорил на армянском, а сегодня он даже пишет на родном языке. Они воевали плечом к плечу – вплоть до ранения Армана. Андрей прошел всю войну, затем продолжил службу в Меграбском полку.
Сотрудник Гражданской авиации Армении Андрей Хачатрян
© Sputnik / Marianna Paytyan
После окончания службы Андрей также был вовлечен в программу, проявил замечательные способности и сейчас работает одновременно в двух направлениях – в компании, занимающейся техобслуживанием самолетов в качестве специалиста по безопасности полетов, а также выполняет, пожалуй, самую таинственную работу в авиакомпании – расшифровывает содержимое "черных ящиков".
"Очень ценю эту возможность, что в моем возрасте мне уже доверили такое", - улыбаясь говорит Андрей.
Несмотря на то, что о "черных ящиках" мы слышим только во время авиакатастроф, оказывается, их расшифровка – это каждодневный сложный и ответственный труд.
Генрик: Был дан шанс, нужно было воспользоваться и идти вперед
Год и три месяца службы 21-летнего Генрика Никогосяна были позади, когда началась война. 30 сентября он получил огнестрельное ранение, сегодня передвигается на инвалидном кресле. Ни ад войны, ни трудности, которые он пережил, не отняли у Генрика его улыбку. Улыбаясь, он продолжает идти вперед, осваивая новые навыки. Наряду с изучением графического дизайна, работает в организации по техобслуживанию воздушных судов в качестве специалиста отдела планирования. Подробности своей работы не раскрывает, говорит – секрет, не поддается даже на уговоры домочадцев: секрет он и есть секрет – для всех.
Сотрудник Гражданской авиации Армении Генрик Никогосян
© Sputnik / Marianna Paytyan
"Я не имел ни малейшего представления об авиации, никогда себя здесь не представлял, честно говоря, у меня были совершенно иные планы, но… Сейчас я тут, и учусь с большим удовольствием. В аэропорту есть большой, невиданный мир. Мне был дан шанс вступить в этот мир. Я им воспользовался и иду вперед".
Генрик уже водит машину, каждый день самостоятельно приезжает из Араратской области на работу, да еще и сотрудников подвозит.
Арутюн: Не полетел, но приблизился к своей мечте
20-летний Арутюн Сафарян родом из села Геховит Гехаркуникской области. Около 2 месяцев прослужил в Джракане, и тут началась война. 29 октября в Мартуни получил ранение в области шеи. Один из двух осколков не удалили: врачи говорят, что такая операция сопряжена с большим риском. Арутюн сам уже привык к оставленному войной осколку. До того как уйти в армию, поступил в нархоз, и сегодня параллельно с работой учится на факультете управления. Работа в авиации была не то чтобы долгожданной, но очень желанной. Дядя был военным, погиб во время первой карабахской войны. Парень признается, что военным делом интересовался всегда, мечтал стать военным летчиком.
Сотрудник Гражданской авиации Армении Арутюн Сафарян
© Sputnik / Marianna Paytyan
"Очень обрадовался, когда сказали, что на встречу с нами придут специалисты в области авиации. Рад был, что приду сюда, увижу самолеты…", - с блеском в глазах воодушевленно рассказывает Арутюн.
Впервые в жизни он увидел самолет вблизи благодаря этой программе. Помнит, как при первой же встрече Алла и другие специалисты предупредили: авиация наделена удивительной силой притяжения, "притягивает, и больше оттуда выйти не можешь". И хотя в сфере авиации Арутюн еще пока только несколько месяцев, но уже чувствует это притяжение.
"Не стал летчиком, но приблизился к своей мечте", - улыбаясь говорит он.
Несмотря на то, что ранение не позволило ему стать летчиком, тем не менее он будет близок к самолетам.
P.S. Идет уже второй этап программы. На этот раз из 50 парней были отобраны 11. В ближайшие месяцы они будут осваивать авиационную сферу, перейдут на работу в разные подразделения. А впереди - третий этап.