Почему Эрдоган обиделся на Мицотакиса
Конфликт между Афинами и Анкарой начался давно. Пламя эмоций, перехлестывающих через край, все время пытались приглушить союзники обеих натовских стран - как в рамках Североатлантического Альянса, так и - Евросоюза. Особенно старались Соединенные Штаты, которым кровь из носу нужно показать мировому сообществу, что "в Брюсселе все спокойно". Что украинский кризис и гибридная война против России на взаимоотношения между союзниками если и влияют, то исключительно в положительную сторону.
Мол так называемый объединенный Запад сплотился и плечом к плечу противостоит ''русской угрозе''. Однако получается, что из-за океана контролировать страсти и в рамках НАТО, и в Евросоюзе достаточно трудно, если не сказать невозможно. И складывающийся между Грецией и Турцией конфликт – тому подтверждение.
Во всяком случае обида турецкого президента Эрдогана на греческого премьер министра Мацотакиса, оказывается, настолько велика, что дело дошло не только до оскорблений, но и до того, что Греция привела в состояние повышенной боевой готовности свои войска на Эгейском море. Правда, очередной этап эскалации в этом регионе еще можно объяснить, скажем, требованием Анкары демилитаризировать греческие острова на Эгейском море, в открытую предъявленным Афинам турецким министром иностранных дел Чавушоглу.
Однако недавнее и далеко не дипломатическое высказывание Эрдогана, мол "отныне Мицотакис для него не существует", имеет вполне конкретную личную подоплеку. Именно греческий премьер, посетив Вашингтон, то ли потребовал, то ли попросил у американской стороны отказаться от поставок Турции самолетов…
Речь о той самой партии из сорока новых истребителей F-16, которые хотела купить у США Турция. А еще о новых комплектующих для уже устаревших F-16, которыми сейчас владеют турецкие ВВС. Дело было, как говорится, "на мази", и турецкие лоббисты почти что уговорили американские Конгресс и Сенат, чтобы США выделили все, запрошенное натовским партнером.
Однако приехал Мицотакис – и процесс застопорился. Именно после этого Эрдоган сказал, что отныне для него греческого премьера не существует. А еще именно после этого, утверждают Афины, участились случаи нарушения турецкими истребителями суверенного воздушного пространства Греции. Причем турки нарушали границу настолько часто, что дело дошло не только до США и руководства НАТО, но и до ООН и руководства Евросоюза.
Неплохо бы НАТО избавиться от Турции?
На самом деле летняя эскалация на восточно-средиземноморском плацдарме противостояния между Грецией и Турцией ожидалась еще год тому назад. И украинский кризис лишь подлил обильного масла в огонь противостояния между двумя натовскими соратниками. И тому есть вполне обоснованные объяснения, особенно если учесть амбиции турецкого лидера.
Эрдоган изначально предполагает, что кризис на Украине должен добавить в его политическую копилку максимум преференций. Именно потому и пустился во все тяжкие, стремясь взвалить на свои плечи роль ведущего посредника в переговорах между Россией и Украиной. Поэтому изначально отказался присоединиться к санкционной политике, которую до сих пор весьма настойчиво (и небезуспешно) навязывают европейцам Соединенные Штаты.
И даже сейчас Анкара, несмотря на свое членство в Североатлантическом блоке, отказывает своим натовским союзникам в том, чтобы открыть для их военных кораблей проход Босфор-Дарданеллы. Ссылается на пресловутую конвенцию Монтре и на то, что натовские военные учения в акватории Черного моря поднимут градус напряженности на украинском плацдарме.
Если ко всему этому добавить еще и упрямое несогласие Анкары видеть в составе Североатлантического Альянса Швецию с Финляндией (что весьма важно для тех же США и ЕС), то можно понять, почему ведущие западные масс-медийные ресурсы начали поговаривать о том, что Турция – это "разрушительный союзник НАТО (New York Times), и что неплохо бы было Североатлантическому Альянсу от подобного союзника избавиться.
Северный Кипр для Турции – козырная карта
Если Турция пытается заработать какие-то преференции в той самой геополитической катавасии, которая прямо сейчас раздирает изнутри объединенный Запад, то, почему бы не сделать то же самое Греции? Ведь в Афинах действительно (и небезосновательно) опасаются агрессивных действий и резких телодвижений со стороны Анкары.
Причем не только на восточно-средиземноморском плацдарме, но и непосредственно вдоль сухопутной границы между "недобрыми" соседями. Не говоря уж о набившей оскомину проблеме северного Кипра, официальный статус которого "под сурдинку" опять-таки пытается пробить на международной арене Анкара. Уже предпринимаются попытки выставить проблему статуса "турецкого Кипра" на переговорах вокруг членства в НАТО Швеции и Финляндии.
По информации некоторых СМИ, президент непризнанной Турецкой Республики Северный Кипр Эрсин Татар обратился к Эрдогану с предложением выставить в качестве лота на торгах по членству Стокгольма и Хельсинки в Североатлантическом Альянсе. И подобный "ход с козырей", к которому может прибегнуть Эрдоган, не может не беспокоить официальные Афины. Тем более, что торг касательно членства в НАТО двух скандинавских стран действительно ожидается жесткий.
И отнюдь не факт, что та же Британия, например, не поддержит именно своего векового традиционного союзника – Турцию. Так что все может обернуться отнюдь не в пользу Греции, поскольку Турция со своими геополитическими козырями позарез необходима европейцам.
Ожидается "беженский апокалипсис", с которым Европа вряд ли справится
Ну а если к этому добавляем еще и ожидаемый с юга – из Ближнего Востока и из Африки – очередной наплыв беженцев, на сей раз обусловленный ожидаемым "большим голодом", то беспокойство Афин становится еще более обоснованным. Ведь целый ряд экспертов, пытаясь спрогнозировать дальнейшее развитие украинского кризиса, сходятся в одном – очередного наплыва беженцев Европе не избежать.
Цифры, конечно, называют разные, однако в большинстве случаев количество мигрантов, по прогнозам, может дойти аж до 10 миллионов. Если к этому добавить еще столько же мигрантов-украинцев, бегущих от войны (опять-таки весьма реалистичные прогнозы), то Европе уж точно не позавидовать. Ведь в 2015 она еле справилась с полутора миллионами мигрантов из Африки и Ближнего Востока.
А если постараться предсказать основные направления трафика мигрантов, грозящих заполонить Европу, то вырисовывается лишь два, уже опробованных пути для украинцев – это Польша, Германия и дальше везде. Для африканцев же и ближневосточных мигрантов под удар в первую очередь попадают Италия и Греция (через Турцию).
Видимо, исходя именно из подобных апокалиптических ожиданий, и начали греки в спешном порядке расширять пограничную стену между собой и турецкой сухопутной территорией. Даже запросили финансовой помощи у Евросоюза. Хотя может случиться и такое, что подобная стена может пригодиться и в случае прямого военного конфликта между двумя натовскими "недобрососедями". В нынешней глобальной кризисной ситуации нельзя исключить никаких эксцессов, даже самых неожиданных.