Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Акты вандализма, совершенные в Армении за последние насколько месяцев, можно считать беспрецедентными. В апреле сразу в двух городах практически друг за другом злоумышленники осквернили скульптуры Иисуса Христа.
Первый случай святотатства произошел 23 апреля: неизвестные повредили базальтовый образ Всеспасителя (разбили ноги, повредили руки и голову) на арке, ведущей в церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) на улице Давид-Бека в Ереване. Под аркой были оставлены "листовки" с указанием, что рукотворные скульптуры – это не Боги. В них также призывали читать Новый Завет и приводили выдержки из Библии. По информации сайта криминальной хроники, это уже третий случай осквернения этой работы за последние годы.
Всего за три дня до этого в селе Джрарат Котайкской области неизвестные повредили скульптуру Иисуса Христа на хачкаре (крест-камень) из красного туфа во дворе церкви Тух Манук. У скульптуры было повреждено лицо и разбиты пальцы на правой руке.
Первый же случай подобного святотатства произошел в сентябре 2020 года, за 10 дней до 44-дневной карабахской войны, в Армавирской области злоумышленники снесли голову единственной в Армении статуе Иисуса Христа во дворе церкви Святого Лазаря в Мецаморе.
Вандалы не пощадили и памятник национальному герою Арцаха Леониду Азгалдяну, было повреждено лицо. Также в апреле был украден скульптурный портрет Комитаса, находившийся в парке Ваагна Давтяна в ереванском районе Арабкир. Случайность?!
"Кампания против национальной идентичности"
По мнению историка, богослова, преподавателя кафедры истории и теории религии ЕГУ, члена-корреспондента РАЕН Вардана Хачатряна, относительно произошедшего может быть несколько предположений. Однако, вероятнее всего, все эти случаи – звенья одной цепи и управляются из одного центра.
Он полагает, что вандализм может быть делом рук исламских радикалов, проникших в Армению из Азербайджана. По словам историка, их выдает один и тот же "почерк". Так, на армянских кладбищах, находившихся на перешедших под контроль Азербайджана территориях, прострелены мемориальные плиты (все это, кстати, выкладывается в соцсетях самими азербайджанцами).
"О чем может говорить тот факт, что повреждено лицо, пальцы Христа? Думаю, это выражение аниконизма, присущего исламу, который не приемлет изображения святых. Они допускаются лишь в очень маленьких размерах – не больше марки, чтобы не стать объектом поклонения… Не представляю, чтобы кто-то из последователей Армянской апостольской церкви был способен на такое", - сказал он.
Хачатрян считает, что даже последователи тех сект, которые не приемлют образы и изображения святых, не пошли бы на такие действия. Во всяком случае, до сих пор проявления крайней агрессии по отношению к религиозным памятникам за ними не наблюдалось.
По словам историка, вандализм в Мецаморе за 10 дней до войны подтверждает эту гипотезу.
"Случай, скорее всего, связан с подготовкой к войне. Точно также за какое-то время перед началом боевых действий в Арцахе по всей России началась большая антиармянская волна. Они (азербайджанцы – ред.) готовили соответствующую почву", - уверен эксперт.
Таким образом, Хачатрян утверждает, что случаи вандализма в Армении тоже – либо подтверждение их присутствия в стране, либо последствия созданной ими сети: "Этого я тоже не исключаю, поскольку были случаи измены…"
Целью может быть уничтожение армянской идентичности. Именно об этом и свидетельствуют выбранные мишени – религиозные святыни и памятники выдающимся личностям.
Историк также допускает, что это может быть делом рук сатанистов: в стране их число совсем не велико, но они есть. И сам же задается вопросом: как тогда объяснить случаи с нерелигиозными памятниками - Азгалдяну и Комитасу?
Стоит отметить, что случай в Джрарате вызвал серьезное возмущение в армянском сегменте Facebook. Политолог Эдгар Элбакян в своем посте цепочку случаев вандализма назвал "периодом святотатств".
"Таким образом становится очевидной тотальная война, которую враги Армении ведут против нас; это касается как поля боя, так и нашей идентичности", - написал он в соцсетях…
"Психология врага"
При этом искусствовед и эксперт по памятникам Армен Арустамян считает, что перечисленные акты вандализма могут быть управляемы из одного центра, но могут быть и делом рук независимых друг от друга злоумышленников.
Тем не менее, в случае с повреждением скульптур Иисуса Христа он склоняется к мнению, что авторами злодеяний могут быть представители религиозных сект. "Мне сложно представить, что могло бы сподвигнуть армянина на то, чтобы посягнуть на образ Христа", - сказал Арустамян.
Он не припоминает в прошлом подобных случаев осквернения религиозных святынь. Тем более за святотатствами стоит не кража каких-либо дорогостоящих материалов, которые можно будет потом продать.
Искусствовед затрудняется связывать данные преступления с происходящими в стране политическими событиями. Он приводит в пример 90-е, когда во время перестройки уничтожались монументы, представляющие собой символы революции – это памятники Ленину, Сталину, Азизбекову, Гукасяну и т.д.
Тем не менее, осквернение бюста Леонида Азгалдяна – одного из основателей "Армии освобождения" и лидеров Карабахского движения – Арустамян считает звеном одной цепи.
"Когда враг разрушает наши святыни, будь то хачкары в Джуге (имеется в виду уничтожение кладбища средневековых армянских хачкаров около города Джульфа на территории Нахичевани – ред.), скульптура Вазгена Саргсяна в Шуши, ангелы церкви Казанчецоц в Шуши, мы хотя бы понимаем, что это делает враг, турок, поскольку наша территория оказалась под его контролем. Но сейчас то же самое происходит у нас. Это уже психология врага по отношению к своим ценностям", - добавил он.
На запрос Sputnik Армения относительно того, сколько случаев вандализма было зафиксировано в стране за прошедший и нынешний год, полиция сообщила, что в 2021 году было возбуждено шесть уголовных дел по статье 260 ("Вандализм"), из которых раскрыт один. А с января 2022-го – два случая; раскрыт один.
В то же время за 2021 год по статье 264 ("Уничтожение или повреждение исторических и культурных памятников") было зафиксировано 30 случаев; из них раскрыты два. А с января этого года – четыре случая; раскрыты два.
В полиции также сообщили, что святотатства, произошедшие в апреле нынешнего года в Джрарате и на улице Давида Бека, пока остаются нераскрытыми.