Еще семнадцать лет назад, завершая учебу в вузах, армянские студенты получали дипломы о высшем образовании, и нельзя сказать, чтобы сильно уступали выпускникам Кембриджа, Гарварда, МГУ и других авторитетных университетов мира. Будь иначе, трудно было бы объяснить, откуда столько ученых мировой величины, фамилии которых оканчиваются на "ян".
В ответ можно услышать: это – выпускники того же Московского или Ереванского университета, Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана (ныне – университета), других ведущих учебных центров когда-то СССР, затем России, и это правильный ответ. Но отчасти.
В целом в армянских вузах учили по единому образцу и получалось настолько удачно, что в некоторых высших учебных заведениях США и Европы в свое время переняли советскую систему обучения, рассчитывая, что она поможет готовить таких же блестящих специалистов. О Болонской системе образования тогда мало кто говорил (о том, что в советское время образование было бесплатным, студентам платили стипендию, а иногородним предоставляли общежитие).
В Армении Болонскую систему стали внедрять с 2005 года и тоже на волне прозападных завихрений. Складывался интересный пасьянс: в то время как многие западные страны воспевали преимущества советской высшей школы, вначале Россия, а потом и Армения выбрали болонскую модель. А вот США, Китай, Япония, Израиль эту систему отвергли, стали развивать свою и не сказать, что просчитались.
В чем суть системы болонских мудрецов, покорившей 48 стран-участниц из 49, подписавших в 1954 году Европейскую культурную конвенцию Совета Европы? Если предельно сжато: студенты после четырехлетнего обучения в вузе становятся бакалаврами по выбранной специальности, а потом могут проучиться еще два года и получить степень магистра.
Завораживающие слова "бакалавр", "магистр" плюс черная мантия на плечах и шапочка с кисточкой на голове (биретта, бонет, банкетка, оксфордская шапочка, шапочка-конфедератка) – это выглядело круто. А еще важен цвет кисточки, который может отличаться, в зависимости от области знаний, которые освоил выпускник.
Как бы там ни было, важно не то, что на голове, а чего и сколько в голове. Эксперты отмечают: сейчас попросту нет специалистов уровня советских выпускников, и ни для кого не секрет, что бакалавры зачастую просто ленятся идти дальше в магистратуру, по сути, оставаясь недоученными кадрами.
Руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения "Образование для всех" Сергей Комков отметил: "Множество наших выпускников остаются без желаемой работы, имея на руках русский диплом периода Болонского процесса".
Не лучше отношение и к армянским дипломам.
Работодатели вообще не считают диплом бакалавра дипломом о высшем образовании. Они полагают, что это что-то вроде диплома техникума, и это в лучшем случае. А в худшем и вовсе считают, что диплом бакалавра – это документ о неоконченном высшем образовании. Вроде как человек начал обучение и, не дослушав курс, где-то с третьего года обучения его из вуза выгнали, выдав соответствующую справку, объясняют ситуацию специалисты.
А тут еще унизительная процедура так называемой нострификации – это когда выпускники вузов должны каждый раз подтверждать свою квалификацию специальным документом.
Больше всего проблем с подтверждением своей специализации у медиков: специалистам с дипломами врачей порой приходится работать в Европе на должностях младшего обслуживающего персонала – подтверждений этому море.
Много лет назад известный кардиолог-хирург, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии наук Армении Завен Долабчян уезжал из Советской Армении в Соединенные Штаты. За плечами сотни удачных операций, в библиотеках – многочисленные научные труды в переводе на английский и другие языки, в памяти современников – лавры знаменитого хирурга, в Америке – необходимость подтвердить профессиональную состоятельность экзаменом на врача. Самое интересное – экзаменаторы не нашли оснований допустить экзаменуемого академика в операционную. Это как? А вот так!
Сегодня Россия собирается отойти от Болонской системы образования, что, по закону о сообщающихся сосудах, не может не отразиться и на Армении.
Слово эксперту по вопросам образования Атому Мхитаряну.
По всей видимости, у Армении возникнут трудности, прежде всего, в сфере соответствия дипломов. Те дипломы, которые выдает Минобразования Армении, в России не будут признаны, полагает он.
Мхитарян отметил, что если Армения также откажется от Болонской системы, то нужно будет переходить на ту систему, которую введут в России.
Иначе говоря, Армения может оказаться перед выбором между двумя моделями, поскольку, по словам главы Минобрнауки России Валерия Фалькова, от Болонской системы решено отказаться.
Как в таких случаях поступить нам? Брать лучшее из того, что есть, но и не ломать то хорошее, что было сделано, не рубить с плеча, а выбрать золотую середину.
Ну, не все, скажем прямо, в европейской системе образования достойно подражания. В британских государственных школах и частных школах, где государству принадлежит хотя бы доля капитала, телесные наказания парламент Великобритании отменил лишь в 1987 году.
В Уэльсе и Северной Ирландии это сделали еще позже, а в 1993 году Европейский суд по правам человека рассматривал дело Костелло-Робертс против Великобритании и постановил, что нанесение семилетнему мальчику трех ударов кедом сквозь штаны не было запрещенным унизительным обращением.