ЕРЕВАН, 16 июн — Sputnik, Ашот Сафарян. Фактический спад протестного движения в Армении имеет свои вполне рациональные причины, он показал, что ставка на прошлое и лиц из этого прошлого не работает больше. Об этом заявил Sputnik Армения российский политолог Сергей Маркедонов.
С 1 мая армянская оппозиция проводит акции протеста и гражданского неповиновения. Вывести критическую массу на улицы не удалось, в результате координаторы движения решили собрать палаточный лагерь с площади Франции в центре Еревана, изменив тактику борьбы.
Эксперт считает, что нынешнее движение не нужно рассматривать в отрыве от протестной волны, начавшейся после 44-дневной войны. Это по сути третья протестная волна после войны 2020 года в Нагорном Карабахе.
"Протестная волна в общем и целом не увенчалась успехом. Мне кажется, эта ставка на бывших больше не работает. Например, я как-то проводил опросы среди своих студентов-армян в России, а также их сверстников в самой Армении, и должен сказать, что Вазген Манукян, который в ходе первой волны протестов был объявлен единым кандидатом в премьеры от оппозиции, многим молодым людям вообще не был известен. Я думаю, с (Робертом) Кочаряном схожая история", - сказал он.
С точки зрения Маркедонова, вопрос не в том, второй президент плохой или хороший. В армянской истории ему будут уделены страницы, и будет дана объективная оценка. Но сейчас это не тот лидер, который может осуществить прорыв, собрать критическую массу людей.
"При всей условности параллелей, нынешних лидеров протестного движения в Армении можно сравнить с российскими коммунистами. Люди пытаются сделать из прошлого бренд, а это прошлое уже не очень греет. Нужны новые лица и новые люди", - добавил наш собеседник.
Как известно, ядром движения "Сопротивление" выступают блок "Айастан", возглавляемый вторым президентом Робертом Кочаряном, а также блок "Честь имею" под фактическим лидерством третьего президента Сержа Саргсяна.
Маркедонов заметил, что армянское общество сейчас стоит перед двумя крайностями. Одна крайность – плыть по воле волн. И это то, что делает правительство Пашиняна во внешней политике, мол, мы уступаем, потому что мы слабые, а если не уступим, то потеряем больше.
"Кочарян же говорит о реванше, но тут неизбежно сталкивается с вопросом, а как быть с трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года? А вы войну начнете – нет. Будем усиливать армию – а как? А кто будет гарантом этого усиления, какими средствами усиливать? И так многие вопросы остаются без ответа", - отмечает эксперт.
Но и линия Пашиняна не безупречна. Она, конечно, продиктована определенными рациональными соображениями. Однако неизбежно встает вопрос, а готова ли противоположная сторона, т.е. Азербайджан, остановиться в какой-то точке? По словам политолога, можно видеть, что этого не происходит.
"Казалось бы, вопрос с деоккупацией решен, и в армянском обществе нет большого желания пересматривать эти вещи. Но тут встает вопрос Сюника и Гегаркуника. Здесь надежда на Россию, конечно. Но можно ли полагаться только на Россию, при всем том, что это главный игрок в регионе? Наверное, необходимо какое-то союзничество, какая-то система отношений, которая не выглядела бы как протянутая для просьбы рука. К сожалению, пашиняновская позиция сейчас выглядит именно так", - заметил Маркедонов.
Пашиняна в этом смысле очень сильно переигрывают азербайджанские власти. Они ведут весьма проактивную линию, говоря российским коллегам, дескать, армяне просят, а мы предлагаем. С точки зрения Баку, он предлагает выгодные проекты, интересные инвестиции, в условиях сжимания повестки с Западом он может что-то предложить России. Аналогичного предложения с армянской стороны не хватает, констатирует эксперт.