Армянский национальный костюм (тараз) из турецкой ткани и с неармянскими орнаментами? Думаю, у большинства читателей даже мысль о таком сочетании вызвала гнев и негодование – как можно так искажать национальную культуру?
Как бы то ни было, в силу недостаточной информированности, многие из нас невольно становятся соучастниками этого искажения. Мы собственноручно приносим в наши дома фейковые армянские узоры турецкого производства, дарим их родственникам и друзьям из диаспоры. Турецкой тканью завален весь ереванский "Вернисаж" (рынок изделий из ручной работы - ред), и она преподносится как армянская.
Выставленные на продажу карпеты с псевдоармянским орнаментом в ереванском вернисаже
© Sputnik / Aram Nersesyan
Мы имеем дело с искажением национальной идентичности, культуры. Специалисты поднимают этот вопрос на различных площадках, годами борясь с финансируемым из нашего кармана и осуществляемым нашими руками культурным "погромом".
Это тяжкое преступление против собственной культуры
Сирануш Акопян – стилист одежды и художник, у нее небольшое производство кожаных аксессуаров с армянским орнаментом. Она активно пишет в соцсетях, предупреждает и рассказывает о заполонившей армянский рынок турецкой ткани. Она с тревогой отмечает, что эта ткань популярна уже давно и продается в огромных количествах.
Большинство пользователей даже не догадываются, что имеют дело с неармянскими узорами, поскольку наши соседи постарались, чтобы ткань выглядела "армянской": гранат, армянские буквы, крест, узоры – все уподобляется узорам армянского ковра.
"Неграмотная композиция, неправильный графический орнамент и цветовые сочетания, выбор неверных размеров полей свидетельствует о том, что это все не армянское. Они воспользовались нашими узорами, но сделали это очень неграмотно. В подлинно армянском все продумано, каждый орнамент имеет свое значение", - отмечает Сирануш.
Она утверждает, что не обязательно быть специалистом, чтобы отличить подделку, достаточно наличия определенного уровня образования. Важно, чтобы с детства наши глаза привыкали видеть грамотный армянский орнамент: нужно ходить в музеи, в которых хранятся лучшие образцы армянской живописи. Вместо того, чтобы популяризировать и распространять их, мы формируем наш национальный облик из фейковых образцов "армянского искусства". Эти ткани не только вошли в обиход, они используются для изготовления костюмов в танцевальных кружках, фотостудиях.
Фотографии и видеозаписи будут передаваться из поколения в поколение. Сирануш обеспокоена – какую память мы оставим о национальном костюме?
По ее словам, такая халатность по отношению к собственной культуре однажды может дать повод нашим недругам что-то от нас требовать – нас обвинят, якобы, в присвоении их "национального достояния" и заставят заплатить.
По мнению Сирануш, для успеха в этой борьбе должны объединиться представители различных сфер: дизайнеры, журналисты, этнографы, бизнесмены и другие. Прежде, чем начать производить что-то с армянским принтом, нужно проконсультироваться со специалистами. И в этом вопросе важна поддержка государства.
Стилист, народный мастер Сирануш Акопян показывает национальные орнаменты на армянских коврах в Музее народного искусства
© Sputnik / Aram Nersesyan
Потом мы будем не вправе говорить о нашей национальной культуре
Татев Мурадян – этнограф, занимается производством армянских ювелирных изделий. Свою борьбу с известной турецкой тканью она начала в 2013-2014-м на ереванском "Вернисаже".
Этнограф Татев Мурадян
© Photo : provided by Tatev Muradyan
"Я подошла к продавцу и спросила, почему он это продает, ведь они не армянские? Он так возмутился, что чуть не швырнул в меня этими вещами".
Татев признается – со временем поняла, что борьба с продавцами бесполезна и безрезультатна – они так и будут торговать фейковыми "армянскими" товарами, тем более, что на них есть спрос.
Она начала работать с покупателями, объясняя, рассказывая и обучая. Поскольку турецкие ткани под видом армянских широко используются также при оформлении различных магазинов, армянской продукции, гостевых домов, Татев работает и в этом направлении. Отмечает, что многие, узнав правду, сразу же отказываются от этой ткани, некоторые просят предложить альтернативу, другие возражают – да, это не наша ткань, но зато стоит дешево.
В последние годы Татев активно работает также с учителями школ, воспитателями детских садов, которые во время мероприятий зачастую используют ткани с псевдоармянским рисунком.
"Мне часто говорят, мол, и что с того, что ткань произведена в Турции, узоры ведь армянские. Но эти узоры не имеют ничего общего с понятием "армянский". В армянских коврах, костюмах каждая деталь имеет свой подтекст, месседж, зашифрованную символику, а в случае с этой тканью взяли какой-то армянский орнамент, исказили его, придали ему "правильный" геометрический вид. То же самое с цветовой гаммой – золотой и черный не имеют к нам никакого отношения".
Татев замечает, что эта ткань часто используется во время государственных церемоний, в посольствах, для оформления павильонов в международных туристических выставках. В этом случае мы имеем дело с упущением госведомств.
Что касается альтернативы, то она есть: у нас есть небольшие ткацкие производства. Их цена, конечно, выше – 6000-7000 драмов, тогда как фейковые изделия весьма недороги – 1000-2000 драмов за 1 метр.
"Если мы продолжим искажать нашу национальную культуру, спустя годы мы будем не вправе говорить о ней. Мы на многих международных форумах боремся с искажением текстиля, ковров, но когда вбираем турецкую культуру, турецкие узоры, то не имеем права бороться за свое".
Получается, надо довольствоваться этим и не бороться, например, за сохранение традиционного рисунка карабахских ковров.
На протяжении веков, когда у нас не было государственности, культура помогла сохранить нашу национальную идентичность, а сегодня мы своими руками искажаем ее.