ЕРЕВАН, 20 июн — Sputnik, Ашот Сафарян. Процесс нормализации армяно-турецких отношений и выработки стабильной и мирной среды на Южном Кавказе представляет собой огромную важность как для самих участников процесса, так и крупных акторов. Об этом российский тюрколог, заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков заявил в интервью Sputnik Армения.
Как известно, еще в декабре прошлого года Армения и Турция назначили своих спецпредставителей для переговоров по нормализации. С армянской стороны им стал вице-спикер парламента Рубен Рубинян, Анкару представляет бывший посол в США Сердар Кылыч. Дипломаты провели уже три раунда переговоров.
Оценивая переговоры с точки зрения российских интересов, Аватков отметил, что ключевым фактором для Москвы является мир и безопасность в регионе.
"Для нас обстановка на Южном Кавказе очень важна по многим причинам, здесь наши братья, друзья. Помимо этого, все, что здесь происходит, так или иначе, влияет и на Северный Кавказ. Это – очень большая историческая связка. Очень важно и то, что армяно-турецкий процесс проходит, прежде всего, при посредничестве Москвы", – отметил тюрколог.
По его мнению, российские коллеги тем и отличаются от тех же американских, что готовы слышать стороны. Россия всегда учитывает, соотносит интересы различных сторон и пытается найти некие компромиссы.
Нужен креатив
Наш собеседник подчеркнул, что Армении и Турции принципиально важно преодолеть имеющиеся проблемы. И подходить к этому нужно креативно. В первую очередь, нужно понять, что объединяет. Ереван и Анкару объединяют инфраструктурные проекты, которые предполагают взаимозависимость. Через разного рода транспортные, экономические проекты можно и нужно постепенно снижать конфликтность.
"Конечно, есть и риски, они довольно серьезные. Процесс очень сложный, есть множество исторических и психологических барьеров. Мы все помним Геноцид армян в Османской империи. Это – черная страница истории, и сложно преодолеть ее в сознании людей, учитывая, что турки никогда не признают Геноцид. Именно поэтому надеяться на быстрые результаты не приходится", – сказал Аватков.
Востоковед в контексте сказанного считает главной задачей для Армении учет и анализ всех рисков. Ереван должен понять, к чему это все приведет с точки зрения экономических, политических и иных последствий.
В то же время, он уверен, что даже в случае нормализации армяно-турецких отношений российский фактор с точки зрения безопасности Армении не теряет актуальности. По мнению эксперта, при потеплении в отношениях Еревана и Анкары существующие для армянского государства угрозы окажутся в совершенно иной плоскости.
Турки пытаются обойти "стены" на переговорах
С точки зрения Аваткова, нужно понять, что турки – достаточно искусные дипломаты, они умеют вести переговоры. Турецкие коллеги умеют очень красиво лавировать, использовать имеющуюся ситуацию в свою пользу.
"Даже если будет стена на их пути (очень важно ставить им на пути определенные стены), то они попытаются эту стену обойти, даже если этот обходной путь длинный. Эти качества необходимо учитывать при работе с турецкими коллегами", – уверен специалист.
Он обратил внимание на то, что у Турции имеются активные лоббистские группы во многих странах. Эти группы умеют работать с людьми, находить их слабости. И, конечно же, турки умеют торговаться.
По словам Аваткова, турецкие переговорщики с самого начала предъявляют высокие запросы. При отсутствии реакции с противоположной стороны запросы увеличиваются. Это прекрасно видно на примере дебатов по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО.
"Сначала Анкара выдвинула одно требование, и когда не последовало должной реакции, список стал расширяться. Вообще мне кажется, что о переговорном искусстве турок можно написать целую книгу", – заметил тюрколог.
Турция открещивается от англосаксов?
Касаясь поведения Турции на фоне противоречий России и Запада, Аватков обратил внимание на то, что Анкара в последние годы проводит достаточно проактивную политику. И если раньше она воспринималась как часть выстроенной англосаксами системы, то сегодня Анкара пытается от этой самой системы дистанцироваться. По крайней мере, делает вид, что дистанцируется. На самом деле ситуация весьма неоднозначная.
"Турецкой внешней политике характерна некая двойственность, стремление усидеть на двух стульях. Той же России Турция пытается доказать, что она становится все более самостоятельной, американцам же турки хотят показать, что подрывают интересы Москвы на постсоветском пространстве. На самом деле Турция продвигает свои собственные интересы, пытается зарабатывать деньги, играть на противоречиях силовых центров", - убежден он.
Для России, с одной стороны, хорошо, если Турция станет более самостоятельной, но, с другой – это и вызов для Москвы, так как Анкара в то же время становится тюркоцентричной. Рост самостоятельности сопрягается с ростом агрессивности во внешней политике.
Как бы то ни было, с точки зрения политолога, дальнейшее развитие российско-турецких отношений зависит от того, как будут вести себя партнеры в Анкаре. Если будет угроза безопасности России и ее интересам, если невозможно будет преодолеть проблемы путем переговоров, то всегда есть силовая модель.